Религия и нравственность: О дереве без корней и дереве без плодов
Во время встречи архимандриту Платону задали несколько вопросов.
О духовности, нравственности и Святом Духе
– Прежде всего, скажите, пожалуйста, что такое «нравственность» и «духовность»? Эти понятия различаются?
– Нравственность и духовность – явления очень близкие, по сути, синонимы. Нравственность – это и есть духовность.
Когда мы говорим о духовности, то обычно имеем в виду некую харизматическую одарённость человека. Но если он не достиг нравственной зрелости, о духовности говорить сложно.
Мы не осудим человека, если он не стал художником или поэтом, но Господь в Евангелии говорит, что оправданы будут лишь люди нравственные.
В акте творения человек получил разные дары, в том числе нравственный, интеллектуальный и религиозный. Нравственный дар – это дар чистоты, непорочности, целомудрия, это базис человеческой личности, который позволяет человеку достичь интеллектуальных и религиозных высот.
При этом нравственное и религиозное начала в человеке взаимосвязаны. Лидеров разных религий мы ведь тоже оцениваем по их нравственным проявлениям.
Как писал философ Иван Ильин: «Святое – это главное в нашей жизни, без него жизнь бы стала унижением и пошлостью».
Взаимосвязаны также нравственное и религиозное. Нравственность без религии похожа на дерево без корней. В то же время религия без нравственности – это дерево без плодов.
С точки зрения христианской сотериологии, три необходимых условия спасения – это вера в Иисуса Христа, участие в таинствах (в частности, крещения) и нравственная жизнь. Неслучайно апостол Павел писал тем христианам, которые были уверены, что спасены, ибо уверовали и были крещены, о том, что люди, живущие безнравственно, Царства Божия не наследуют.
– В Евангелии сказано, что человеку не простится хула на Святого Духа. Как следует понимать этот текст?
– Существуют разные толкования на этот текст, все они составляют экзегетический опыт толкователей.
Но в целом следует учесть, что люди, проявляющие теомахию, – богоборчество, не понимают, что борются отчасти с тем началом, которое заложено в них самих.
Никто из людей не живёт сам по себе, не имеет в себе источника вечности, но проявляет тот источник, который проявился в Господе Иисусе Христе.
Само имя «Христос» содержит в себе сведения о Святой Троице, так как «Христос» в переводе означает «Помазанник». Помазание Иисуса Христа совершил Бог-Отец Святым Духом.
Христианство и социальная справедливость
– Центральный догмат христианства – любовь. Но как можно осуществить любовь без ниспровержения социальной несправедливости?
– В Евангелии от Луки множество социальных тем, которых нет в других синоптических Евангелиях. Это тема бедности, тема женщины. В некоторых текстах комментариев мы здесь встретим даже «блаженны нищие» вместо «блаженны нищие духом».
Некоторые люди считают, что речь здесь идёт об интеллектуально ограниченных людях, для которых главное – вера в Бога. Но на самом деле, конечно же, имеется в виду совершенно другое – скромность, способность человека оценить одарённость других, не привлекая внимания к собственным дарам.
Как отмечал в своё время Владимир Соловьёв, апостолы вовсе не были неграмотными. Они были воспитаны на Законе, а Павел даже цитировал античных философов.
И Павел же, пытаясь разрешить социальные проблемы, говорил, что каждый гражданин Римской империи, который ощущает себя свободным, есть раб Иисуса Христа. Но любой, будучи рабом в обществе, свободен.
Распространение христианства исторически связано с избавлением от рабства. Оно началось уже в IV веке, когда христианство было официально признано императорами. А уже в X, когда христианство принимала Русь, Византия была феодальным государством.
Кроме того, в античности считалось, что умственный труд приличен только аристократии, тогда как физический – удел плебса. Но Павел сказал: кто не трудится – пусть не ест.
Детство – противоречивое время
– У меня двое детей. Как им объяснить, что они должны меня почитать, а я их нет?
– Детям вообще сложно что-либо объяснить. Но надо помнить, что каждый человек детерминирован не только социальным положением, но и возрастом. Детям нужно внушать, что их круг понятий соответствует детскому возрасту, а, когда они станут взрослыми, их понимание всего окружающего изменится.
Детство – вообще довольно противоречивый период. Его не стоит идеализировать: в ребёнке есть и гордость, и жестокость. Если ребёнок видит, например, жука, то обязательно наступит на него – просто потому, что самоутверждается. Но правильно воспитанный ребёнок – это урок для взрослых.
Вера в нравственное совершенство свойственна молодым, тогда как после сорока человека всё чаще посещает мизантропия. Но совершенство достижимо. Доказательства тому – Господь наш Иисус Христос, святые и детское стремление к совершенству – когда дети стремятся быть самыми добрыми, самыми умными и так далее.
Для человека, который к совершенству не стремится, потерян рай – состояние, которое когда-то было в его душе.
Святитель Филарет Московский говорил о том, что каждый человек должен стремиться к святости.
О разных людях
– Расскажите о Вашем знакомстве с архимандритом Кириллом (Павловым).
– Достоевский сказал, что одно из самых мощных желаний в жизни человека – увидеть святого и поклониться ему.
Это стремление похвально, но мы должны понимать, что полное послушание невозможно даже в монастырях. Полное отсечение своей воли и подчинение духовнику – это даже не киновия, это – скит. И для послушника, находящегося в послушании у старца, регламентировано всё: сколько есть, сколько спать.
Встреча с духоносным старцем может стать для простого человека событием, которое озарит всю его жизни. И всё же, она не есть полное послушание.
Отец Кирилл, несомненно, харизматичная личность, человек судьбы, человек Церкви. К вере он пришёл, когда нашёл Евангелие и стал его читать. Затем много лет был духовником Троице-Сергиевой Лавры и принимал на исповедь не только монахов, но и мирян. Люди всегда ценили исповедь у него, а, как говорится, «к пустому колодцу народ не идёт».
Сейчас по состоянию здоровья он никого не принимает, находится в Переделкино, где продолжает свою невидимую миссию молитвы за всех нас.
– Каково Ваше отношение к отцу Андрею Кураеву?
– Какое может быть отношение к человеку, который живёт жизнью Церкви? С одной стороны, он – диакон. Но с другой, в нём много такого журналистского, что несовместимо со званием учителя. Знаете, журналисты всегда пытаются показать всё критически, вместо того, чтобы подчеркнуть положительное.
Но, честно говоря, этот вопрос мало соотносится с темой нынешней встречи.
Фото: Ефим Эрихман