Религия, политика, история и церковные доходы. Что случилось в Черногории и при чем здесь Вселенский Патриархат
Ситуацию в Черногории, где проходят протесты против нового закона «О свободе вероисповедания», комментирует Елена Зелинская, писатель, журналист, эксперт по Балканам.

Елена Зелинская

Во всей этой истории очень сильно переплелись разные мотивы: и религиозные, и политические, и национальные, и – что характерно – материальные.

Закон «О свободе вероисповедания и убеждений и правовом положении религиозных общин», который президент Черногории Мило Джуканович подписал 28 декабря 2019 года, вызвал волнения по всей этой маленькой стране. И это не удивительно: речь идет об огромной собственности — более 650 монастырей и церквей Черногории, включая самую драгоценную — монастырь Острог, основанный одним из самых почитаемых святых в Сербии и Черногории —  Василием Острожскским. 

Согласно новому закону церковное имущество, движимое и недвижимое, передается государству, если не будет предоставлено  документальное подтверждение факту его принадлежности Церкви до 1 декабря 1918 года. Именно в этот день Черногория вошла в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев, которое потом назвали   Королевство Югославия. Учитывая общую и характерную для черногорского законодательства и практики его применения, не разработанность в вопросах оформления недвижимости, этот закон носит явно дискриминационный характер.

Фото: Vladislav Dajkovic/facebook.com

Православная церковь в Черногории является митрополией Сербской православной Церкви. Возглавляет ее митрополит Анфилохий, который пользуется абсолютным авторитетом среди верующих. С января 2000 года в Черногории существует также т.н. Черногорская православная церковь, которая объявила о своей афтокефалии. На самом деле юридически — это НКО, она не признана ни одной из канонических православных Церквей. Глава непризнанной церкви, Михаил Дедеич, был «извергнут из чина» Вселенским патриархом за канонические преступления, а впоследствии даже подвергнут анафеме.

«Раскольники»  имеют несколько собственных храмов, отдельно от общенародных праздников проводят свои мероприятия и претендуют на большее. Однако поддержки от населения не заметно. Народ в Черногории искренне верующий, даже, можно сказать, патриархальный, и митинги непризнанной церкви, куда участники приходят с флагами и транспарантами, особого внимания не привлекают.

Фото: Vladislav Dajkovic/facebook.com

Аргументация  обеих сторон уводит далеко в бурную балканскую историю.

На момент вхождения Черногории в Королевство сербов, хорватов и словенцев, Черногорская Церковь обладала автокефалией. Однако 17 июня 1920 года указом регента Александра Карагеоргиевича Черногорская Церковь, вместе с другими двумя православными епархиями на территории страны, была включена в Сербский патриархат.

“Как верующий, сосед и друг”. Почему в Черногории протестуют после принятия закона «О свободе вероисповедания”
Подробнее

Доцент Белградского университета Далибор Джукич, специалист по церковному праву, объясняет: «Указ Александра Карагеоргиевича лишь утверждал решение Синода Православной Церкви в Черногории от 16 декабря 1918 года, в котором участвовали все православные епископы страны. Тогда было решено объединить независимую Сербскую Православную Церковь в Черногории с Автокефальной Православной Церковью в Королевстве Сербия. Никто не был упразднен ни в 1918, ни в 1920 году. Указ регента Александра есть акт, в котором он отмечает, что православные епископы всего Королевства выразили свое желание. Таким образом, это было выполнено на уровне Церкви, и регент просто принял это к сведению”.

Самое главное -решение православных епископов было утверждено Синодом Вселенской патриархии. То есть, теперь для признания независимости Черногорской Церкви Синод Вселенской патриархии должен отменить собственное решение.

В настоящий момент во многом от позиции Вселенского патриарха и будет зависеть дальнейшее развитие событий.

https://www.facebook.com/primorske/videos/2468020470122745/

Новый закон делает государство владельцем основного массива церковного имущества, включая земли, здания и даже святые мощи. В руках президента и парламента оказывает новый и очень серьезный инструмент влияния не только на Сербскую православную Церковь, но и на непризнанную Черногорскую -да и на все остальные религиозные объединения страны.

Это не секрет, а предмет обсуждения и в местной прессе, и в кафанах: нескончаемый поток паломников и туристов приносит Сербской Церкви  значительные доход, который, по мнению руководства страны, неплохо бы оставить в стране, в государственном бюджете. А это очень сильное искушение.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.