Во всей этой истории очень сильно переплелись разные мотивы: и религиозные, и политические, и национальные, и – что характерно – материальные.
Закон «О свободе вероисповедания и убеждений и правовом положении религиозных общин», который президент Черногории Мило Джуканович подписал 28 декабря 2019 года, вызвал волнения по всей этой маленькой стране. И это не удивительно: речь идет об огромной собственности — более 650 монастырей и церквей Черногории, включая самую драгоценную — монастырь Острог, основанный одним из самых почитаемых святых в Сербии и Черногории — Василием Острожскским.
Согласно новому закону церковное имущество, движимое и недвижимое, передается государству, если не будет предоставлено документальное подтверждение факту его принадлежности Церкви до 1 декабря 1918 года. Именно в этот день Черногория вошла в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев, которое потом назвали Королевство Югославия. Учитывая общую и характерную для черногорского законодательства и практики его применения, не разработанность в вопросах оформления недвижимости, этот закон носит явно дискриминационный характер.
Православная церковь в Черногории является митрополией Сербской православной Церкви. Возглавляет ее митрополит Анфилохий, который пользуется абсолютным авторитетом среди верующих. С января 2000 года в Черногории существует также т.н. Черногорская православная церковь, которая объявила о своей афтокефалии. На самом деле юридически — это НКО, она не признана ни одной из канонических православных Церквей. Глава непризнанной церкви, Михаил Дедеич, был «извергнут из чина» Вселенским патриархом за канонические преступления, а впоследствии даже подвергнут анафеме.
«Раскольники» имеют несколько собственных храмов, отдельно от общенародных праздников проводят свои мероприятия и претендуют на большее. Однако поддержки от населения не заметно. Народ в Черногории искренне верующий, даже, можно сказать, патриархальный, и митинги непризнанной церкви, куда участники приходят с флагами и транспарантами, особого внимания не привлекают.
Аргументация обеих сторон уводит далеко в бурную балканскую историю.
На момент вхождения Черногории в Королевство сербов, хорватов и словенцев, Черногорская Церковь обладала автокефалией. Однако 17 июня 1920 года указом регента Александра Карагеоргиевича Черногорская Церковь, вместе с другими двумя православными епархиями на территории страны, была включена в Сербский патриархат.
Доцент Белградского университета Далибор Джукич, специалист по церковному праву, объясняет: «Указ Александра Карагеоргиевича лишь утверждал решение Синода Православной Церкви в Черногории от 16 декабря 1918 года, в котором участвовали все православные епископы страны. Тогда было решено объединить независимую Сербскую Православную Церковь в Черногории с Автокефальной Православной Церковью в Королевстве Сербия. Никто не был упразднен ни в 1918, ни в 1920 году. Указ регента Александра есть акт, в котором он отмечает, что православные епископы всего Королевства выразили свое желание. Таким образом, это было выполнено на уровне Церкви, и регент просто принял это к сведению”.
Самое главное -решение православных епископов было утверждено Синодом Вселенской патриархии. То есть, теперь для признания независимости Черногорской Церкви Синод Вселенской патриархии должен отменить собственное решение.
В настоящий момент во многом от позиции Вселенского патриарха и будет зависеть дальнейшее развитие событий.
https://www.facebook.com/primorske/videos/2468020470122745/
Новый закон делает государство владельцем основного массива церковного имущества, включая земли, здания и даже святые мощи. В руках президента и парламента оказывает новый и очень серьезный инструмент влияния не только на Сербскую православную Церковь, но и на непризнанную Черногорскую -да и на все остальные религиозные объединения страны.
Это не секрет, а предмет обсуждения и в местной прессе, и в кафанах: нескончаемый поток паломников и туристов приносит Сербской Церкви значительные доход, который, по мнению руководства страны, неплохо бы оставить в стране, в государственном бюджете. А это очень сильное искушение.