Рэп-батл глазами священника: между церковным чтением и гладиаторскими боями
Поэтический поединок рэперов Оксимирона и Гнойного набрал более семи миллионов просмотров менее, чем за сутки. Этот феномен сегодня обсуждают даже люди, далекие от рэпа и молодежных субкультур. Своим мнением поделился священник Сергий Круглов.

Священник Сергий Круглов

Открыв на днях френд-ленту Фейсбука, там и сям встретил горячее обсуждение некоего события, именуемого «баттл Оксимирона и Гнойного». Ни одно слово из названия мне не было знакомо. Поскольку обсуждали это событие френды самые разные, вне зависимости от возраста, социального положения и религиозных воззрений, мне стало интересно, что же это за впечатлившее столько народу действие.

Выяснил вот что: 6 августа в Санкт-Петербурге состоялся баттл, сиречь – «битва», «поединок», между двумя звездами отечественного рэпа — Оксимироном и Гнойным, которые соревновались друг с другом в умении сходу рифмовать и сочинять импровизационные треки. Популярное интернет-издание поясняет: «Первый — суперуспешный исполнитель с хорошей монетизацией: его альбомы отлично продаются, а сам он рекламирует крупные бренды и готовится собрать «Олимпийский». Второй, как говорится, хорошо известен в узких кругах, то есть в рэп-андерграунде: он выступает под несколькими псевдонимами, славится жесткой манерой и высмеиванием всех и вся. Слава Оксимирона давно не давала Гнойному покоя, и в конце концов он вызвал соперника на дуэль…

Ролик появился в ночь на 14 августа и взорвал Рунет: у обоих рэперов очень много поклонников. Баттл уже назвали событием русского YouTube. В ходе часовой словесной «перепалки» оппоненты высказали все, что они думают друг о друге, отечественном рэпе и в принципе о российской действительности».

Приведу несколько первых попавшихся отзывов о сем событии, взятых в Фейсбуке:

«Так или иначе, но это новый Политехнический и новые дворцы спорта, которые вдруг опять собрали поэты. Новая веха. Новый отсчет поэтического времени».

«Отстой и деградация, три минуты смотрел, больше не смог».

«А я Одена читаю «1939»… И Бодлера. Я явно что-то мощно упустила в этом мире».

«Ролик собрал миллионы просмотров. Это величайшее событие не только Ю Тьюба, но и всей современной русской культуры».

«Люди, откуда у вас время и силы смотреть и обсуждать подобное?!»

«Это второй раз, когда я смотрю эти баттлы. Оба раза сильнейшее впечатление. При том, что мне это все не близко совсем».

«Русский рэп бессмертен!!»

И так далее, и тому подобное…

По одной из ссылок я посмотрел означенный ролик. Меня попросили написать о своих впечатлениях. Что я могу сказать о них…

Да, эти ребята знают поэзию (скажем, Оксимирон учился в Оксфорде, любит поэзию серебряного века и цитирует классиков), остроумны, наблюдательны и обладают явным талантом словесной рифмованной импровизации (из комментария: «Гнойный более оснащен технически, потому и победил. Если Оксимирон использовал в основном ямбы, то Слава КПСС рэповал амфибрахиями, которые долбят и раскачивают аудиторию сильнее ямба. Оксимирон использовал женские рифмы, а Гнойный — мужские, более пригвождабельные») .

Самим по себе рэпом я мало интересовался, однако кое-что слышал.

Считаю, что рэп состоит в некотором родстве с другим видом поэтической ритмически организованной речи – с церковным богослужебным речитативом: и там и там – обращение, послание, прямая речь к кому-то (адресаты, правда, у того, кто читает «Шестопсалмие» и у того, кто читает рэп, разные).

Рэп как культура имеет свою идеологию и метафизику, отражающую состояние мятущейся души и ищущего смысл разума современного молодого человека в ужасном, прекрасном и невыносимом мире, метафизику протеста, боли, страсти, и эту поэзию один из рэперов назвал «молитвой с бритвой во рту». Это то, к чему в увиденном в ютьюбовском ролике я отношусь, скажем так, приязненно.

Неприязненно же отнесся к нескольким вещам, углядеть которые можно и не имея особо острого зрения, они лежат на поверхности.

В выступлении Гнойного неотъемлемым отвратительным фоном звучат ненависть и агрессия (последняя, впрочем, есть и у более «окультуренного» Оксимирона, но на то и баттл, а не поэтическое состязание в Блуа).

Мат (из комментариев в сети: «- О мама рОдная, о чем это?! – Да, судя по тому, что слышим после каждого второго слова, как раз о маме рОдной…»). Вопрос о великой и ужасной «духовной скрепе» русского народа – мате – и о том, легализовать ли его в литературе и на сцене, запретить ли, что с ним вообще делать, велик и болезнен, на эту тему общественность поломала немало копий, потому углубляться здесь в него не стану, просто не хочется.

И главное – сам дух этого состязания. Помните давнюю тему споров в православной среде – тему зрелищ и знаменитую «Беседу против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища» святителя Иоанна Златоуста: «После столь долгих собеседований, после такого учения, некоторые, оставив нас, побежали смотреть на состязающихся коней и впали в такое неистовство, что наполнили весь город непристойным шумом и криком, возбуждающим смех, лучше же сказать: плач. Поэтому я, сидя дома и слушая поднявшийся вопль, страдал больше застигаемых бурею. Как те в то время, когда волны ударяют в стенки корабля, трепещут, подвергаясь крайней опасности, так и меня очень тяжко поражали те крики, и я потуплял взоры в землю и смущался от стыда, когда сидевшие на верхних местах вели себя так непристойно, а находившиеся внизу, среди площади, рукоплескали возницам и кричали больше тех. Что же скажем мы, или чем оправдаемся, если кто-нибудь чужой, случившись здесь, станет осуждать и говорить: это ли город апостолов, это ли город, имевший такого учителя, это ли на­род христолюбивый, общество не чувственное, духовное?..»

Нередко высказывания святых отцов того времени приводят как аргумент против посещения именно театров. Однако о каком театре может тут идти речь? О театре Шаляпина и Комиссаржевской, Чехова и Шекспира, Вампилова, Мейерхольда, Любимова? Нет, конечно.

Глядя на рэп-перепалку Оксимирона и Гнойного, представляешь себе не театр, а цирк. Не современный цирк с клоунами (по отношению к рэперам блогеры часто употребляют слово «скоморошество»), а древний римский цирк с гладиаторами, яростно убивающими друг друга на потеху публике.

Или – ринг боев без правил. Кто в теме, скажите: зрители этих баттлов всего лишь распаляются, поднимают большой палец вверх за победителя и тычут пальцем вниз: «Добей побежденного!», или уже делают ставки, тотализатор уже действует? Удивлюсь, если еще нет…

В этом месте сравнение рэпа с церковным речитативом, которое я приводил выше, резко заканчивается. При всей фантазии, не могу представить себе двух церковных чтецов, одержимых духом кулачного боя, духом агрессивного соревнования, и на потеху публике втаптывающих друг друга в грязь словами тропарей и кондаков…

Еще раз обращу внимание читающих: это не проповедь, я просто делюсь своими личными впечатлениями.

И вот еще одно из них, важное для меня как для человека, любящего и пишущего стихи…

Из записи в фб: «Это – смерть старой поэзии. Теперь для того, чтоб писать стихи, не нужны перо и чернила, не нужна клава с буквами, не нужны публикации, редакторы журналов, всякие там премии, не нужны книги и библиотеки… Поэт просто вышел к миллионной аудитории и рождает стихи вживую. Вся эта ваша культура – на помойку! Мы выбираем баттл!»

Да уж, подумал я, и, чтобы немного успокоиться, подошел к полкам, на которых тесно стоят книги стихов. Пушкин, Лермонтов, Бродский, Кривулин, Вениамин Блаженный, Елена Шварц, Йитс, Блейк, Рильке, современные авторы… И стало как-то полегче на сердце: прикосновение этих корешков – как руки старых друзей. С которыми, даст Бог, не расстанемся никогда, куда бы ни повернула бурнокипящая жизнь.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.