Вы любите французский? Этот язык считается очень мелодичным. И даже слова, означающие что-то не очень красивое, могут завораживать. Например, рессентиме́нт… Но значение его не так благозвучно. Ressentiment (фр. «мстительность») – «злопамятность, озлобление». К тому же, это еще и философский термин, который часто берут на вооружение и психотерапевты, и означающий чувство враждебности к тому, кого человек считает причиной своих неудач.
Кто виноват?
Почему я вспомнила именно о нем? Специалисты в области человеческих отношений считают, что современный человек – рессентиментален. То есть, он часто бывает на кого-то обижен и точно знает того, кто принес ему неудачу. И в то же время они подчеркивают, что только человек может быть счастлив и не счастлив по собственному желанию. Для чего и почему?
Что в самом человеке является причиной того, что ему нужен образ врага? Ведь мы не раз сталкивались с ситуациями, когда обиженный муж, рассказывал, что причиной его житейских неудач является жена; наши соотечественники обвиняют правительства разных стран в своей жизненной неустроенности, то же могут делать и наши современники на разных континентах. При этом люди часто не делают ни шагу, чтобы изменить что-то в себе.
Оказывается, когда человек находит того, на ком отыграться, он становится счастливым. Правда, на мгновенье. Но истерзанной душе и это кажется утешением. Ведь человек объяснил свои неудачи и при этом избавился от чувства вины и ответственности за собственные ошибки. Поэтому рессентиментальной может быть и общественная мораль: кому-то нужно бороться против кого-то, и обвинять его в неудачах целой нации.
Человек-ressentiment измышляет себе «злого врага» и, исходя из этого, считает себя «добрым» или «обиженным». Ressentiment лучше всего «произрастает» там, где есть недовольство своим положением. Это освобождение от роста за счет другого, это поворот оценивающего взгляда, обращенного вовне вместо обращения к самому себе. Искажение ценностной иерархии позволяет рессентиментальному типу придать забвению первичный источник рессентимента (ненависть и мстительность), а себя позиционировать как доброго, борющегося за освобождение обиженных.
Исцеляющее христианство
Философы считают, что общество, построенное на подобных оценочных процедурах, представляет собой «систему конкуренции», в которой любое «место» определяется не качественной ценностью его самого, но является лишь погоней за «больше-значимостью».
Еще одна причина рессентимента – мы часто хотим быть теми, кем мы не являемся. Помните, замечательную притчу о пире. Мы хотим видеть себя такими, какими быть не можем: сильными, влиятельными, любимыми и уважаемыми, адекватными требованиям социума. По сути, человек не может признаться: «Эта ситуация показала мне: сейчас я бессилен и во мне причина моего бессилия. Я не всемогущ. Есть кто-то сильнее меня, влиятельнее и т.д.». Рессентиментальный человек говорит: «Это ты виноват, что я не всемогущ». «Куда ты дела мой галстук? Из-за тебя я опоздал (читай: из-за тебя я не стал сегодня идеальным сотрудником, для которого быть пунктуальным – не проблема)». «Из-за того, что ты не идеален, я так же не могу быть идеальным». В итоге, стратегия рессентимента – стратегия убегания от осознания своей беспомощности (не тотальной, конечно) через «навешевания» вины на ближнего.
Это философия в корне отлична от христианской, т.к. здесь совершается поворот в движении любви. Исцеление от рессентеминтальности, конечно же, в христианстве. Однако, например Шелер, пишет, что изворачиваясь в нашем сознании, любовь к слабому становится у некоторых «всего лишь красивым названием для бегства от самого себя». Она не мотивирована действительно любовью, но является всего лишь замаскированной ненавистью по отношению к противоположным явлениям – богатству, силе, жизненной энергии, полноте счастья и бытия.
Любовь – это состояние благодарения. … А французский психоаналитик Жак Лакан писал, что в любви мы даем то, чего у нас нет. Может быть, он имел в виду, что в любви мы можем трансцендировать и перерастать самих себя духом и волей настолько, чтобы не мстить.
Анастасия Бондарук
Источник: Православие в Украине