Тридцать восьмой выпуск сборника “Богословские труды” представляет собой “первенца” реализации новой программы, составленной редакционной коллегией во главе с Высокопреосвященным Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси, Председателем Богословской комиссии Русской Православной Церкви1. Сразу следует сказать, что труды редколлегии не остались втуне: сборник разительно отличается от предыдущих выпусков и позволяет вспомнить времена своего славного прошлого.
Совершенно оправданным представляется то, что сборник начинается публикацией текста выступления Высокопреосвященного Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, на заседании редколлегии сборника 14 марта 2002 г., когда Владыка обнародовал новую программу издания “Богословских трудов”. Это позволяет вдумчивому читателю более четко понять логику составления сборника и представить себе его дальнейшие перспективы.
Разумеется, нереально было бы ожидать, что в первом же выпуске сборника новая программа будет реализована во всей своей полноте, тем более что она включает в себя не только определившиеся темы и направления, но и проблемы, которые еще предстоит решать. Но многое из программы уже нашло в выпуске свое отражение. По собственному опыту мы знаем, что периодические издания живут своей жизнью и подчас подсказывают редакции те или иные решения; это — признак их жизнеспособности. Будем надеяться, что в последующих выпусках “Богословских трудов” опубликованная программа не только будет находить свое все более полное воплощение, но и будет обогащаться в процессе издательской практики; это тем более вероятно, что она к этому явно предназначена, так как, как уже было сказано, содержит в себе проблемные установки, которые и будут разрабатываться в дальнейшем.
Собственно говоря, уже данный выпуск показывает, что сборник уверенно претендует на высокий статус основного богословского издания Русской Православной Церкви. Так, рубрика “Из святоотеческого наследия” включает такие значимые публикации, как “Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским, нравственным и относящимся к духовному деланию, а также предназначенных к очищению от варлаамитской пагубы” святителя Григория Паламы, Архиепископа Фессалоникийского (перевод, предисловие и примечания А. И. Сидорова; в данном выпуске опубликованы глл. 1–63), а также очередной фрагмент “Вопросоответов к Фалассию” преподобного Максима Исповедника (вопрос LXI, перевод и примечания того же автора, много лет работающего над этим творением преподобного Максима). Далее в той же рубрике опубликованы “Рассуждения на Евангелие от Иоанна” Блаженного Августина, Епископа Гиппонского (Рассуждение I, на Ин 1:1–5) в переводе и с предисловием С. А. Степанцова и “Комментарии на Евангелие от Иоанна” Оригена (т. I, глл. I–XX) в переводе и с предисловием А. Г. Дунаева. Нельзя не считать удачной находкой редакции то, что в одном выпуске соположены экзегетические творения Оригена и Августина с толкованием одного и того же текста; это не только придает сборнику некоторую академическую многомерность, поскольку демонстрирует сопоставительную святоотеческую экзегетику, но и несомненно очень полезно для читателя.
Наконец, рубрика завершается “Тахвитой о сынах Завета” малоизвестного у нас (мягко говоря) сироязычного церковного писателя Афраата по прозванию Персидский Мудрец, жившего в Иране в III–IV вв., в переводе протоиерея Леонида Грилихеса и Г. М. Кесселя. Последнему принадлежит статья «Учение о духовной жизни Афраата Персидского Мудреца по “Тахвите о сынах Завета”», помещенная в рубрике “Нравственное богословие”. Такое разнесение единой темы по разным рубрикам может вызывать двоякое к себе отношение, но поскольку в “Альфе и Омеге” это принято, нам остается только поддерживать это решение, исходя из собственной традиции, строящейся на чисто формальных соображениях: так, в данном случае такой ряд авторов рубрики “Из святоотеческого наследия”, как святитель Григорий Палама, преподобный Максим Исповедник, блаженный Августин, Ориген и Г. М. Кессель выглядел бы скорее экзотическим, нежели внутренне оправданным и завершенным.
Рубрика “Догматическое богословие” разделена на две части, первая из которых посвящена столетнему юбилею выдающегося православного богослова В. Н. Лосского, — событию, которое невозможно было не отметить самым серьезным и вдумчивым образом. В этой части публикуются два труда Лосского: первая половина фундаментальной работы Владимира Николаевича “Отрицательное богословие и познание Бога в учении Мейстера Экхарта”, подготовленной к печати С. С. Хоружим, которому принадлежат предисловие и примечания, и статья “Догмат Церкви и экклезиологические ереси” в переводе и с примечаниями В. В. Тюшагина. Будем надеяться, что сможем увидеть на страницах “Богословских трудов” и другие труды В. Н. Лосского, кроме окончания “Отрицательного богословия…”, но сделаем попутно небольшое замечание: в выпуске никак не отмечено, что публикация “Отрицательного богословия…” будет продолжена; это же относится и к творению святителя Григория Паламы, хотя в обоих этих случаях читатель увидит окончание данных работ в следующем выпуске.
Во второй части рубрики помещены две статьи: “Учение об апокатастисе до его осуждения на Вселенских Соборах” протоиерея Владимира Башкирова (статья представляет значительный интерес хотя бы потому, что в современном богословии учение об апокатастисе вновь и вновь оказывается в центре внимания) и полемическая работа священника д-ра Петра Планка “Является ли христианство монотеистической религией?”, содержащая критический взгляд на католическое тринитарное богословие (перевод Б. Б. Вика).
Рубрика “Литургика” содержит весьма ценные для изучения православной богослужебной традиции материалы: “Древние александрийские анафоры” М. С. Желтова (системное исследование с историческим очерком и текстами) и “Ктиторские типиконы и богослужебные синаксари евергетидской группы” А. М. Пентковского — классическое историко-текстологическое исследование, автор которого демонстрирует не только владение обширным материалом по истории Церкви, но и высокую степень умения его интерпретировать.
За рубрикой “Нравственное богословие”, которая уже была упомянута, следует заключительная рубрика “Библиография”, содержащая предысторию, историю и обзор содержания сборника “Богословские труды” (составил Е. С. Полищук), которую нельзя не признать крайне уместной и полезной на данном этапе существования сборника.
Даже такой вынужденно краткий обзор показывает, что 38-й выпуск сборника “Богословские труды” — серьезное богословское издание, отличающееся широтой тематики и академическим уровнем ее рассмотрения. А между тем этот выпуск следует рассматривать как начало, как своего рода заявку на бытование издания в богословской среде. Очевидно, к уже имеющимся рубрикам будут добавляться другие; некоторые рубрики приобретут характер “скользящих”, или, скорее, “мерцающих”, то есть будут появляться не в каждом номере. Этого не нужно опасаться, поскольку обычно такое положение дел диктуется как имеющимися в портфеле редакции работами, так и соображениями объема издания. В частности, можно выразить пожелание, чтобы сборник публиковал рецензии на наиболее богословски значимые книги. При том общем уровне, который заявлен в 38-м выпуске, мнение рецензентов “Богословских трудов”, как представляется, будет достаточно весомым.
Особо следует сказать о том, что “Богословские труды” призваны стать средообразующим изданием, то есть формировать круг православных богословов. С высокой степенью очевидности из этого следует, что должен быть сформирован и круг авторов (никоим образом не замкнутый и не определенный заранее; здесь редколлегия вынуждена ограничиваться пожеланиями). В этот круг с неизбежностью должны входить и молодые авторы, дабы обеспечивалась преемственность издательской традиции. Вышесказанное отнюдь не означает полной открытости сборника для публикаций; напротив, на редколлегию ложится тяжкое бремя отбора рукописей, что требует не только времени, но и, так сказать, особой издательской чуткости, потому что подчас нелегко (и по смыслу, и просто по-человечески) определить, какая рукопись безнадежна и исправлению не подлежит, с какой можно предложить поработать автору, а какая достойна редакторской обработки, пусть и самой кропотливой.
Опыт показывает, что о направленности и содержательных особенностях периодического издания можно выносить суждение только тогда, когда увидят свет пять-шесть его выпусков; примерно к тому же времени складываются и формальные характеристики издания. Пока что можно указать на ряд мелких недостатков, которые вполне могут быть устранены. Так, в оглавлении не указывается, что переводчикам принадлежат не только предисловия, но и примечания, хотя обычно принято это делать, и к тому же в большинстве работ (не только переводных) примечания настолько важны и содержательны, что, право же, достойны отдельного упоминания.
В дальнейшем было бы хорошо, если бы особо объемные публикации располагались в нескольких номерах; это позволило бы увеличить количество печатаемых работ и разнообразить содержание отдельных выпусков. Не нужно опасаться того, что выпуски сборника разделены значительными временными промежутками, потому что читательская аудитория “Богословских трудов” всегда характеризовалась — и тем более будет характеризоваться — высокой степенью постоянства.
Наконец, хотелось бы заметить, что во всех без исключения авторитетных библиологических изданиях мира принята некоторая система пунктуации, которую было бы хорошо принять и в “Богословских трудах”, так как отсутствие точки после условного, а не сокращенного обозначения книг Писания (напр., Ин, Мк, Лк) соответствует элементарным правилам пунктуации, в то время как наличие этой точки этим правилам противоречит, а двоеточие, следующее после номера главы, помогает избежать возможных затруднений, когда лишь с усилием можно определить, не идет ли речь о нескольких стихах.
Внешний вид сборника отмечен удачной стилизацией “под старину”; будет ли он меняться — вопрос времени, причем достаточно продолжительного.
…Часто повторяемые поговорки не становятся от повторения менее справедливыми. Действительно, новое — это хорошо забытое старое. Новый облик “Богословских трудов” возвращает нас на новом этапе и на новом уровне к тому состоянию, когда этот сборник был уникальным и ценным явлением в жизни Русской Православной Церкви.
Епископ Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин). Как жить в Боге в наше странное время?
Москва, 2003. 32 с.
Иеромонах Нектарий (Морозов). На пути к Богу.
Опыт воцерковления в современном мире.
Москва—Саратов, 2004. 45 с.
Начало свою деятельность новое православное издательство — Издательство Саратовской епархии. Первая из этих его брошюр была издательством только подготовлена, а вторая — уже и издана. Мы с радостью приветствуем просветительскую инициативу Преосвященного Лонгина, епископа Саратовского и Вольского, который с 1998 г. входит в Редакционный совет “Альфы и Омеги” и не оставляет своего попечения о журнале в высоком сане архиерея.
Обе книги посвящены современности, которую владыка Лонгин называет “странным временем”. Обе в высшей степени актуальны, поскольку говорят о Церкви, которая плывет в вечность, рассекая это время, и зовет к себе всех, кто рискует захлебнуться в мутных волнах житейского моря. Обе они — книги в первую очередь миссионерские.Нуждается ли народ страны с тысячелетней христианской историей в миссионерстве? — Да, нуждается, и еще в большей степени, нежели в начале века, когда о необходимости его пеклись наиболее прозорливые духовные лица2. Косвенное, но убедительное доказательство тому — то, что эти книги чрезвычайно быстро раскупаются.
Первая из них посвящена проблемам современного монашества; это запись беседы с владыкой Лонгином вскоре после того, как стало известно, что он назначается на Саратовскую кафедру. В первой части беседы Владыка размышляет о том, что восстановление монастырской жизни в России отнюдь не должно ориентироваться на жизнь дореволюционных монастырей: “идеализация здесь неуместна: и революция семнадцатого года, и смена общественного строя, и изменение отношения к Церкви были бы невозможны, если бы в течение десятилетий, даже столетий, в русской церковной жизни не накапливались ошибки”. Следует изучать опыт афонского монашества, но не воспроизводить его буквально, а перенимать дух. Возрождение монашества у нас возможно невзирая на то, что в сравнении с временами древних подвижников возникли бытовые удобства. Но “терпение скорбей, гонений, испытаний, искушений Господь дает каждому человеку, желающему идти монашеским путем”.
Далее Владыка рассказывает, как он шел к вере — сам, в сознательном возрасте, но и благодаря тому, что в детстве бабушка тайно причащала его в храме, и он, уже будучи подростком, знал, что вопросы “о смысле жизни, о смерти и о Боге” решаются в Церкви. После университета он решил стать священником, а для поступления в семинарию нужно было отслужить в армии. И молодой человек, имея законную отсрочку, пошел на солдатскую службу.
Поступив после армии в семинарию, будущий архиерей был настолько глубоко потрясен Лаврой (“Лавра всегда будет для меня самым дорогим местом на земле”), что через год подал прошение о постриге; был пострижен в 1986 г. После семинарии поступил в академию, был направлен на учебу в Болгарию, а через несколько месяцев после возвращения — в Москву, настоятелем Лаврского подворья, которое пришлось восстанавливать с нуля. В ответах Владыки на вопросы о современной монашеской жизни нашего времени отметим лишь, что к числу иноческих добродетелей он относит ответственность (“не хочется идти, но надо — и идешь”), что самопожертвованное горение новоначальных он советует преобразовывать в постоянный ровный огонек, которого хватило бы на всю жизнь, чтобы не было, как у сектантов: “выжимается” человек — и отпадает, что главной проблемой нашего времени Владыка считает “лень трудиться над собой”, с которой сталкивается как духовник (именно с ней связана “потеря чувства живого слова”). Подробно рассказывается о жизни монастыря, где он был настоятелем — Московского подворья Лавры. Отметим, что Владыка специально предостерегает, чтобы покаянные мысли не переходили в самокопание и считает, что монастыри должны расти “снизу”, из общины, и обязательно — вокруг духовника; в наибольшей степени это касается женских монастырей. Мысли Владыки о духовничестве своими словами пересказать невозможно, но ознакомиться с ними было бы чрезвычайно поучительно для всех. Говоря о недостатках современных монастырей, Владыка заметил, что “Бог добрее, чем мы, а потому не может быть, чтобы Он не помогал тем, кто ради Него все оставил и пришел в обитель”, так что и в монастырях с недостаточно продуманным устроением люди спасаются. Избрание епископом владыка Лонгин назвал самым смиряющим обстоятельством в своей жизни, и много добрых слов посвятил духовенству, с которым общался.
Вся книга производит впечатление внутренней гармоничности, искренности и простоты, — и ее хочется перечитывать.
Книга иеромонаха Нектария написана человеком, который обладает иным жизненным опытом и кругозором, задумана гораздо более прицельно и построена не как свободная беседа, а скорее как пособие. Это в некотором роде и есть пособие; с ней очень полезно было бы ознакомиться катехизаторам и тем, кто в силу тех или иных причин должен без помощи катехизатора работать над приведением себя “к христианскому виду”, то есть готовиться к воцерковлению и проходить первые шаги. Полезна она будет и для родителей детей-подростков. Книга лишена внешнего пафоса, написана ясным языком, фразы просты и продуманны, — и при отсутствии лексических красот и риторических фигур очень выразительна. Эта книга — добрый спутник для того, кто движется к Богу, кто входит во врата Церкви и только-только начинает смутно догадываться, что попал домой. Но она способна приободрить и того, кто почему-либо застыл на пороге и не решается не только перешагнуть его, но даже и заглянуть внутрь.
Замечательным представляется то, что иеромонах Нектарий в таком скромном печатном объеме смог перечислить множество типичных искушений, соблазнов и просто ошибок воцерковляющихся. Описаны они без тени осуждения; напротив, автор каждый раз разъясняет, откуда они возникают, в очень дружелюбном, спокойном, доброжелательном тоне. Книгу составляют главы о самом понятии воцерковления и о том, что бывает, когда человек пришел в храм, о закономерностях духовного развития, о тех аскетических принципах, которым необходимо следовать, о соблазнах, встречающихся в церковной жизни, о самом богослужении и о человеческих отношениях в Церкви. Эта маленькая книжка, на наш взгляд, может многое сделать для уврачевания души, преткнувшейся на своем пути к Богу.
P. S. Кроме того, новое издательство выпустило брошюру священника Алексия Тимакова “Один на один с Богом”, текст которой представляет собой статью этого автора, опубликованную в “Альфе и Омеге” под заглавием “Таинство второй благодати” (см. №3(29) за 2001 г.)3, так что для наших читателей рецензия на это издание была бы излишней. Скажем одно — “Один на один с Богом” человек предстает в таинствах покаяния и причащения, так что данная брошюра развивает общую тему воцерковленности в современном мире.
1См. «“Богословские труды”: новая программа» // Альфа и Омега. 2002. № 2(32).
2См., например, жизнеописание священномученика Андроника в данном номере.
3Мы предоставили Издательству Саратовской епархии право на перепечатку материалов “Альфы и Омеги” и рады предоставлять такое право всем православным изданиям, которые обратятся к нам с аналогичной просьбой.