Имя Александра Леонидовича Дворкина хорошо известно православному читателю и особенно читателям “Альфы и Омеги”, для которых он как давний и постоянный автор журнала не нуждается в особом представлении.
В силу послушания Церкви, которое несёт профессор Дворкин, он более всего известен как специалист по сектам и по противодействию их навязчивой и нечистоплотной агитации. В последние годы благодаря выходу книги “Афонские рассказы” он раскрылся и как талантливый писатель.
Рецензируемая книга продолжает наше знакомство с Дворкиным-писателем. Перед нами сборник, составленный из трёх десятков статей и рассказов, которые делятся на несколько тематических разделов.
Первый включает воспоминания о тех, кого автор называет своими учителями: об отцах Александре Шмемане, Иоанне Мейендорфе, Глебе Каледе, Антонии Алевизопулосе и о профессоре Огорде.
Второй раздел объединяет статьи по различным вопросам — крестовые походы, визит папы Римского Иоанна Павла II в Грецию, общественное почитание принцессы Дианы, роман Генрика Сенкевича “Камо грядеши” и др.
Ещё один раздел посвящён рассказам “из жизни” — о тех событиях, которые помогали автору стать внутренне взрослее, или о тех происшествиях, которые ему помогли по-особому увидеть и прочувствовать суть явлений.
Особое место в сборнике занимают путевые рассказы — то, что этот жанр особенно близок автору, уже показали “Афонские рассказы”. В “Учителях и уроках” Александр Леонидович знакомит читателей с удивительными местами и с людьми таких краёв, как Аляска, Крит, Бельгия, Турция, Италия, Германия… Опытный путешественник свидетельствует о тех чудесах Божиих, которые с ним происходили во время странствий. Одно из них — а именно произошедшее в Брюгге, где автор был вместе с отцом Александром Новопашиным во время совместного посещения конференции, — напомнило и мне об одном похожем событии, свидетелем и участником которого был я сам.
И хотя подобное нетипично для жанра рецензии, я позволю себе рассказать эту историю в подтверждение того, что автор рецензируемой книги — действительно такой человек, в компании с которым можно встретить чудо особого промысла Божия.
Пять лет назад мы с Александром Леонидовичем оказались в составе российской делегации, отправлявшейся на большую международную конференцию, проводившуюся на греческом острове Родос. Помню, что перед отъездом я старался уделить время докладу и за всеми хлопотами не сообразил разузнать заранее о святынях этого православного края, первую христианскую проповедь в котором, по преданию, произносил ещё апостол Павел, посещавший остров “проездом” с Коса в Патару (см. Деян 21:1).
Уже оказавшись на острове, я об этом вспомнил и пожалел, что не знаю ни одного родосского святого, — если бы знал, то непременно бы посетил его храм, чтобы помолиться и поблагодарить за гостеприимство.
Однажды мы с Александром Леонидовичем выбрались в старый город, желая познакомиться с этой древней столицей Мальтийского ордена. Пока мы ехали к городу, я поинтересовался у досточтимого профессора, не знает ли он какого-либо родосского святого, которого мы могли бы молитвенно почтить, но оказалось, что Александр Леонидович тоже не изучал этот вопрос, хотя был согласен со мною в том, что если бы мы знали о таком святом, то, конечно, в первую очередь нужно было бы посетить именно посвящённое ему святое место.
Я хорошо помню, как мы бродили по старинным узким улочкам под палящим солнцем и едва не заблудились в их хитросплетениях, как вдруг оказались возле православного храма. Выглядел он очень странно — как грубо скреплённый из металлических листов навес, напоминающий самодельный гараж. Это очень удивило меня, поскольку греческие храмы обычно построены из камня и с очень большим архитектурным вкусом.
Заинтересовавшись, мы проникли под навес, где оказалось, что нужно спускаться круто вниз. Мы спустились, и вот — вдруг вошли в древний византийский храм, по каким-то причинам ушедший глубоко под землю. В храме никого не было, горели лампадки, царила тишина и прохлада. Оставшийся вверху шумный и знойный туристический город словно бы исчез, казалось, что мы шагнули в другую эпоху, в далёкие дни ромейской империи, задолго до латинской и турецкой оккупации.
На стенах висело несколько икон одного и того же святого. Мы приложились к самой древней из них. Александр Леонидович прочитал: “святой великомученик Фанурий”.
Когда мы выходили, я предположил вслух, не является ли святой Фанурий родосским святым, но Александр Леонидович усомнился, вспомнив, что его особо почитают на Кипре.
И лишь вернувшись домой, я узнал, что великомученик Фанурий как раз и является главным святым Родоса, а его икона — главной святыней. А почитание его на Кипре началось благодаря тому, что он, явившись во сне высокопоставленному турку, приказал освободить троих кипрских священников, попавших к тому в рабство.
Так святой Фанурий по своей любви и снисхождению ответил на невысказанное желание двух русских путешественников и устроил так, что мы, даже не ведая того, оказались у его чудотворной иконы.
В отличие от меня, автор рецензируемой книги способен подать каждую из рассказываемых им историй так, что читатель может увидеть картины в красках, услышать звуки и ощутить запахи, иными словами — пережить своё присутствие в описываемых местах и сопричастность описываемым событиям.
Наконец, последний раздел включает статьи, посвящённые тем или иным вопросам, связанным с проблемой сект.
Написанная хорошим русским языком и содержащая множество ярких историй, новая книга Александра Дворкина безусловно может представлять интерес для самого широкого круга читателей.