<Рецензия>: Архимандрит Макарий (Веретенников). О Церкви земной и Церкви небесной
: Архимандрит Макарий (Веретенников). О Церкви земной и Церкви небесной. М., 2006. 512 с.

Имя архимандрита Макария хорошо известно читателям “Альфы и Омеги”. Не так много в наши дни церковных ученых, которые могут писать, с одной стороны, на высоком научном уровне, с другой стороны, с безупречной богословской точностью, а с третьей — интересно для широкого круга читателей, в том числе и неспециалистов. Сочетание этих достоинств давно стало своего рода “визитной карточкой” для статей отца Макария. Пишет ли он о святителе III в., соборах XVI в., о степенях родства, книжниках древней Руси или о православном храме в Германии — читается все с неизменным интересом, и по прочтении каждый может ощутить себя интеллектуально богаче и не пожалеть о затраченном на чтение времени.

В чем здесь секрет? Думается, во многом так происходит благодаря сознательной установке автора, проходящей через все его труды — за частностями разглядеть и показать главное, и в событиях древности находить и поднимать те вопросы, которые касаются вневременного, и потому — всегда актуального.

В связи с этим стоит признать весьма удачной мысль издать отдельным сборником статьи отца Макария, опубликованные на протяжении десяти лет в журнале “Альфа и Омега”, — ведь многих первых номеров журнала уже не сыщешь в продаже.

Но не только вопрос доступности оправдывает появление такой книги. Восприятие этих статей в цельном сборнике имеет особое значение для читателя, давая возможность из фрагментов сложить, как в мозаике, образ живой древности.

Стоит здесь упомянуть об одном опасном стереотипе. И, хотя это не свойственно для жанра рецензии, я осмелюсь привести небольшую иллюстрацию из своего опыта. Когда я учился в последнем классе школы, на одном занятии по “культуре визуального восприятия” преподавательница нам рассказывала об иконописи и, в частности, показывала икону кисти преподобного Андрея Рублева. Она обратила наше внимание на обратную перс­пективу и спросила, как мы думаем, почему средневековые иконописцы так рисовали.

— Потому что не умели рисовать с нормальной перспективой, — ответила моя соученица, сказав это как нечто само собой разумеющееся.

Преподавательница довольно остроумно высмеяла такое предположение. А потом доходчиво объяснила, что древние художники писали так не от того, что не могли соблюсти прямую перспективу, а потому, что для иконы им сознательно была нужна именно обратная.

Так была утверждена и показана простая мысль: не стоит считать древних дураками, слабаками и неумехами.

Хотя эта мысль идет наперекор всем установкам современной массовой культуры, которая со времен Просвещения насаждает прямо противоположную мысль, что мы, теперешние, заведомо умнее, просвещеннее, образованнее и развитее, чем люди прежних поколений, и из “тьмы средневековья” идем к “золотому веку прогресса”.

Высокомерные идеи о собственном превосходстве современного человека отравляют настолько, что порою безо всяких объективных причин даже исследователи объявляли то или иное свидетельство древнего автора или хронографа вымыслом — только на том основании, что человеку нашего времени такое выполнить не по силам, а значит — тем более не по силам и диким древним “непросвещенным” людям!

Это проникает и в церковную среду. Доводилось слышать даже со страниц церковных газет такие голоса: зачем нам слушаться святых Отцов, если сейчас каждый школьник знает больше, чем они?

Однако любой человек, который всерьез начинает знакомиться с историей, быстро убеждается, что по сравнению с древними мы отнюдь не умнее, не сильнее и не умелее. Телевизор, компьютер, электрический свет, автомобиль, пылесос и газовая плита не сделали нас совершеннее. Не говоря уже о том, что в духовном смысле вышеописанный стереотип есть завуалированное нарушение пятой заповеди.

Он может существовать лишь среди тех, кто не знает древности — мыслей, поступков и жизни тогдашних людей, или же подходит к ней лишь как к конструктору для сборки собственных умопостроений.

И главное, на наш взгляд, достоинство новой книги отца Макария состоит как раз в том, что она дает возможность прикоснуться к древности, узнать ее и избавиться от высокомерных заблуждений.

Большинство статей посвящено жизни Русской Православной Церкви XVI–XVII веков, из них мы можем узнать многое, подчас неожиданное о церковной жизни того времени: как и какие строились храмы, прославлялись святые, писались иконы, сколько внимания уделяли иерархи книжной культуре Православия, насколько была развита монастырская благотворительность, как священноначалие заступалось перед правителями за обижаемых, какие соборы проходили, какие сочинения писались, и многое другое. Мы можем увидеть людей древности, наших предков, самым подлинным видением — через их поступки.

Книга дарит прикосновение к живой русской истории, поэтому будет отличным подарком для всякого, кто не равнодушен к ней. У каждого времени есть свои стереотипы, свои ошибки, свои шоры. Узнавая прошлое, мы можем встать над настоящим и избавиться от шор нашего времени. Нам есть чему поучиться у людей древности. Было бы только желание.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.