Современную историческую литературу грубо и условно можно подразделить на два класса: мифологизаций и демифологизаций. Мифологизации в свою очередь делятся на оптимистические (“ой, как было хорошо!”) и пессимистические (“ой, как было плохо!”). Объединяют их призвук сенсационности и невнятные ссылки. Демифологизации дальнейшему делению не подлежат, поскольку все они так или иначе руководствуются принципом Одна неправда нам в убыток, и только правда ко двору и в соответствии с этим отличаются тщательностью подготовки и изложения.
Книга А. Беглова несомненно относится к числу демифологизаций, а поскольку она посвящена истории Церкви, то это тем более отрадно. Автору удалось найти единственно возможное стилистическое решение, интонацию одновременно серьёзную и непринуждённую, — как правило, таким бывает результат продуманности сюжета и содержания. К этой книге в полной мере относится несколько заштампованное в положительных рецензиях определение “читается, как роман”, с той только поправкой, что вымысла в ней нет. Зато прослеживается то основное, что было в церковной истории ХХ века: верность Церкви и Христу. Какими бы благими идеями ни руководствовались те, кто противопоставлял себя Церкви, результат был один: отпадение и тем самым выпадение из русла истории — не только Церкви, но и России, и всего человечества.
Поскольку основные темы книги трудно даже приблизительно перечислить, мы решили ознакомить читателей с её эпилогом, подводящим итоги и вместе с тем выходящим за временные рамки основного изложения. Остаётся надеяться, что это скорее подвигнет читателя на прочтение книги целиком, чем самые похвальные отзывы, которых автор несомненно достоин.
Редакция