<Рецензия>: Фокин А. Р. Христианский платонизм Мария Викторина
: Фокин А. Р. Христианский платонизм Мария Викторина / Ин-т философии РАН. Москва: Империум Пресс: Центр библейско-патрологических исследований, 2007. 256 с.

Римский ритор, философ и богослов, которому посвящена книга, является по-своему уникальной фигурой для поздней античности. В нём причудливым образом слились совершенно разнородные черты. С одной стороны, он профессиональный философ-неоплатоник, с другой — с определённого момента жизни, причём уже на склоне лет, строгий ортодокс. Эти стороны жизни и мысли Мария Викторина так никогда и не сплавились в нечто цельное; он до конца остался утонченным последователем самой совершенной из античных философских традиций и одновременно с этим христианином, ревностно отстаивавшим православное вероучение о воплощении Бога перед современными ему еретиками-арианами. Феномен внутренней разнородности этого автора делает особенно привлекательным исследование его творчества ввиду прояснения взаимовлияний античной и христианской мысли. Кроме того, для историков античной философии Марий Викторин порой выступает одним из её ключевых свидетелей, в особенности в латинской античности. Так, Пьер Адо был вынужден начать свой долгий путь изучения позднеантичной философии со всестороннего исследования наследия Мария Викторина, растянувшегося на 20 лет и завершившегося изданием трактата о Троице в соавторстве с Полем Анри, а также публикацией двух фундаментальных монографий, посвящённых римскому ритору.

Для русскоязычного читателя Марий Викторин до сих пор оставался неизвестным автором по причине полного отсутствия каких-либо переводов его трудов или самостоятельных исследований. Эта лакуна начала заполняться лишь с появлением публикаций А. Р. Фокина в “Альфе и Омеге”1 и Православной энциклопедии2. Рецензируемая книга представляет собой фундаментальное систематическое и историческое исследование, выдержанное в справочно-энциклопедическом описательном ключе. В её основе лежит кандидатская диссертация, защищённая автором в Институте философии в 2005 году.

Вводный раздел посвящён подробному рассмотрению мировой историографии исследований Мария Викторина, в особенности за последние два столетия, когда интерес к этому автору особенно обострился. Основные главы подробно представляют “авторскую реконструкцию философско-богословской системы Мария Викторина” (С. 12), основанную на изучении дошедших до нас текстов по современным критическим изданиям. Основные разделы книги соответствуют традиционному порядку изложения догматической доктрины христианского писателя — источники учения, гносеология, учение о Боге, космология, антропология, христология, экклезиология и, наконец, эсхатология. По ходу изложения материала автор приводит параллельные места из современных и древних христианских богословов, прямо или косвенно воздействовавших на Мария Викторина. Характеризуя тринитарное учение Мария Викторина, А. Р. Фокин пишет, что его следует определить как “субстанциальное, поскольку в этом учении Ипостаси Святой Троицы не являются действительными ипостасями, то есть самостоятельными, индивидуальными Лицами <…> но представляют собой своего рода функции, свойства, проявления единой Божественной сущности (substantia)” (С. 126–127). Перспективной представляется введение в богословский обиход терминологии, предложенной П. Адо: принцип импликации (взаимопро­ник­но­вения) для обоснования сущностного единства Божественных Ипостасей, и принцип превалирования (отличия) для выделения ипостасных различий (С. 121–122).

Изучение творчества Мария Викторина ставит перед всяким исследователем принципиальный вопрос — как атрибутировать философские и богословские элементы его системы. Существует два решения этой проблемы: либо это интерпретация Викторина как платонизирующего христианина, либо — как христианизирующего платоника. А. Р. Фокин в результате всестороннего исследования сочинений Мария Викторина приходит к следующему выводу: философско-богословская система Мария Викторина “представляет собой христианский платонизм, то есть синтез платонической философии и христианского вероучения”. Синтез этот не лишён внутренних противоречий, однако его положительное значение для латинской богословской традиции состоит в “конструктивных метафизических прозрениях <…> которые сыграли свою роль в ходе дальнейшего развития европейской мысли” (С. 171). Заключительный вывод автора таков: “Викто­рин всё-таки остался более философом, чем богословом” (С. 211).

В более общем историческом контексте выдвигается вопрос о задаче, стоявшей перед эпохой Викторина, которую А. Р. Фокин формулирует как “христианизацию античного философского наследия” (С. 9). На наш взгляд, вряд ли можно говорить о том, что христианские авторы IV века видели своё назначение именно в христианизации античной философии. Преображающему воздействию христианской проповеди подлежал сам античный мир, но не его порождения, вряд ли способные к таким решительным трансформациям. Христианские богословы неоднократно высказывали собственное мнение относительно тех богатств, которыми располагала античность. Об этом, в частности, ясно говорит святитель Григорий Богослов: “Предложу тебе совет и не приличный мне, лучше же сказать, совершенно приличный, если будешь смотреть духовно. Возьми у египтян взаём золотые и серебряные сосуды и иди с ними; запасись на путь чужим, лучше же сказать, своим собственным. Тебе должно получить плату за рабство и плинфоделание; ухитрись как-нибудь вытребовать её, возьми у них обманом <…> Это не их собственность; они насильно себе присвоили, похитили у Того, Кто сказал: Мое серебро и Мое золото (Агг 2:8); Я дам его, кому хочу”3.

Наконец, следует отметить ещё, что книга опубликована в Центре библейско-патрологических исследований при Отделе по делам молодёжи Русской Православной Церкви, расположенном на Крутицком подворье, где за последние 3–4 года вышло немалое число исследований, заметно обогативших богословскую культуру современной России.

1Фокин А. Триадология Мария Викторина // Альфа и Омега. 2000. № 1(23). С. 366–383.

2Фокин А. Р. Викторин Марий // Православная Энциклопедия. Т. 8. М., 2004. С. 448–458.

3Григорий Богослов. Слово 45. 20, На Святую Пасху // Творения. Т. 1. Троице-Сергиева Лавра, 1994. С. 674–675.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.