Газета “Берег” издаётся по благословению епископа Саратовского и Вольского Лонгина как приложение к газете “Студенческий город”.
Прежде стоит сказать несколько слов о “Студенческом городе”. Хотя это светское издание, ориентированное на современную молодёжь, в нём нет никаких деструктивных, циничных или пошлых материалов. В целом преобладает настрой на добро, позитивные ценности. При этом тексты написаны на высоком уровне, так что православному изданию совсем не зазорно оказаться в таком обрамлении.
Тираж приложения совпадает с тиражом основного издания, которое распространяется по всем ВУЗам Саратова, и составляет 10000 экземпляров — весьма внушительная цифра. Таким образом, появление “Берега” есть серьёзное миссионерское делание, ибо газета с честным и серьёзным разговором о вере стала разом доступна для наиболее активных и интеллектуальных молодых людей всего областного центра.
Тема номера “Что мешает молодёжи в Церкви?” раскрывается с первых страниц. Сначала идёт подборка высказываний самой нецерковной молодёжи, которую опрашивали на улицах города. Ответы разные, но, в общем, довольно типовые: кому-то не нравятся делающие замечание бабушки, кому-то не нравится то, что нельзя сидеть, кому-то непонятны службы, кому-то просто неуютно. Одна девушка сказала: “мне кажется, что у меня не настолько чистая душа, чтобы находиться в храме”.
Следующий материал — статья Натальи Волковой “Заглянуть в своё сердце” — рассказывает о состоявшейся на эту тему студенческой встрече со священнослужителями, во время которой вышеуказанные типовые тезисы были разобраны и к ним были предложены ответы. Причина, как мы знаем, коренится прежде всего в самом человеке, а также в непонимании им того, что есть Церковь: не собрание совершенных и беспорочных людей, а духовная лечебница, о которой Господь Иисус Христос сказал: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф 9:13). Чем же грешники, находящиеся в ограде Церкви, отличаются тогда от тех, кто вне её? Тем, что первые бегают от греха, а вторые бегают за грехом, первые проходят курс лечения от своих греховных болезней, а вторые часто даже и не знают, что больны.
В статье воспитанника Саратовской Православной Духовной семинарии Дмитрия Васильева “Диалог в поезде о смысле жизни” показана встреча молодых людей из двух миров, едущих в одном вагоне: православного и светского. Довольно точно отражена суть диалога с неверующим человеком: разговор о вере это прежде всего разговор о смысле жизни. Впрочем, и не только жизни. Вера даёт осмысление всего мироздания, всей истории человечества и даже того, что выходит за пределы тварного мира и простирается в вечность. Взгляд верующего человека на мир — это взгляд осмысленный.
Рассказ Марфы Антоничевой о саратовском православном молодёжном обществе при храме в честь иконы Божией Матери “Утоли моя печали” ценен тем, что показывает реальную альтернативу насаждаемому секулярной массовой культурой образу жизни — богатую, насыщенную жизнь активного православного человека.
Приятно удивило вдумчивое, качественно проведённое интервью с поп-музыкантом, выступающим под псевдонимом “профессор Лебединский”. Автор песен “вот какой он молодец, малосольный огурец” и “я убью тебя, лодочник!” предстаёт неожиданно глубоким, сложным человеком и талантливым фотографом, которому возвращение к Церкви помогло преодолеть многолетнюю депрессию и позволило осмысленно глядеть на мир и на себя самого.
Есть в номере и кинорецензия, посвящённая фильму Гильермо дель Торо “Лабиринт фавна” (2006 г.), заслуженно получившему престижные кинематографические награды. Хотя в целом рецензия написана грамотно, тем не менее вызывает сожаление то, что рецензент с первых же слов помещает фильм в разряде “рассчитанных на детей” и хотя ниже замечает, что “лента скорее для взрослых”, тем не менее потенциальный зритель оказывается дезориентированным, потому как это фильм не “скорее для взрослых”, а исключительно для взрослых. Детям его категорически не рекомендуется смотреть, он может вызвать у них серьёзные психологические травмы.
Это фильм ужасов, и наиболее ужасен он от того, что в нём показаны не персонажи-“манекены”, как обычно в этом жанре, а живые люди, с их живым горем и трагедиями, что, быть может, даже тяжелее самих по себе сцен пыток с раздроблением рук, ампутаций без наркоза, горящего заживо младенца-мандрагоры и т. п. Собственно, и взрослым-то его не всем стоит смотреть, — это фильм столь же неприятный, сколь и талантливый, хотя мораль его в том, что обыденный фашизм страшнее, чем все мистические народные “страшилки” вместе взятые. Это безусловно верно, тем не менее после просмотра остаётся тяжёлое впечатление. К тому же рецензент допускает фактическую ошибку, когда, пересказывая сюжет, пишет, что героиня “не отдаёт ребёнка ни фавну, ни злому отчиму”, — потому что на самом деле она его отдаёт именно отчиму, и это одна из ключевых сцен фильма. При чуть большей внимательности нетрудно избежать таких ошибок.
Подводя итог, можно сказать, что “Берег” — ещё одно качественное периодическое издание Саратовской епархии, которому, как и прекрасному журналу “Православие и современность”, хочется пожелать главного: не снижать в дальнейшем взятую в первом номере высокую планку.
А также стоит высказать предостережение от того соблазна, который подстерегает любые церковные издания, направленные “вовне”, и особенно ориентированные на молодёжь: не заискивать перед читателями, не бояться резкости и определённости там, где истина этого требует, не “наклоняться” к читателю, а, напротив, его “тянуть вверх”, больше раскрывать суть веры, не стесняясь её перед “внешними”.