“Мишка и некоторые другие коты и кошки” — это доброе и радостное чтение, от которого легко на сердце, чтение, которое возвращает к светлым воспоминаниям о тех, кого мы приручили. Это маленькие истории, миниатюры о кошачьей жизни, написанные доверительным языком, будто ты общаешься с хорошим другом, с юмором, который уместен именно у близких людей, без поучений и сюсюканья, с любовью к большим и малым созданиям нашего Творца.
Книга начинается с обложки, ее, как и другие многочисленные иллюстрации, рисовала Зинаида Сурова. Нарисовано просто, будто вместе с ребенком; этим отмечается, что книга про Мишку — это всевозрастное чтение. На обложке очередь, в ней мужчины и женщины, старички и дети, а еще животные, главным образом коты. В голове очереди Свет, все устремлены к нему, даже коты семенят за своим хозяином (а если его на земле не было, то сами по себе), зная, что вскоре обретут новый дом и настоящую всетварную радость. И вот, стоя в этой очереди, задумаемся о тех, кого поручил нам Господь.
Есть одно народное предание, что будто бы во время потопа, когда Ной и собранные им находились в ковчеге, а вокруг была вода, сатана, чтобы погубить их, повелел мыши прогрызть в ковчеге дыру, но кот вовремя заметил такое коварство и воспрепятствовал ему. С тех пор, как гласит предание, котам позволяется то, о чем другие животные могут только мечтать: жить в человечьем доме и даже свободно находиться в церкви, исполняя свое древнее послушание — охранять от мышей.
Эта история тоже началась с мыши, которая, возмутив своим появлением боголюбивое семейство, “привела” в дом кота. Новый жилец так полюбился хозяевам, их близким и знакомым, что после того, как жизнь его обрела цельность, на свет родилась эта книга. Главный герой книги — Мишка, кот внушительных размеров, ума и способностей, а вместе с ним на страницы заглядывают многие другие коты и кошки — наши питомцы, которые живут или жили рядом с нами, забавляли, успокаивали, а иногда и смиряли.
Хотя книга написана про вполне конкретного кота Мишку, у каждого “кошатника”-читателя она вызывает новый прилив любви к своему питомцу, который или живет с нами сейчас, или жил прежде. Всем известны слова: Блажен, иже и скоты милует… И рецензируемая книга прекрасно научает нас такой милости. И милость эта не оставалась без ответа с “той стороны”:
«Однажды он был идеальной сиделкой. Была у меня пневмония, и кот двадцать дней отдежурил на стуле у дивана, отлучаясь только быстренько поесть и в туалет. Это его дежурство по ночам приносило совершенно реальную пользу: от пневмонии и от температуры я задыхалась и сбрасывала одеяло, чего делать нельзя. Конечно, натянуть одеяло кот не мог, но делал все, что в его силах: начинал по мне скакать и тем самым будил. Я говорила “спасибо, кот”, поправляла одеяло и засыпала до следующего раза» (С. 84).
Может быть, кто-то удивится, узнав, что целая книга посвящена коту. Может быть, кому-то покажется неоправданным такое внимание. Есть, к сожалению, такие люди, которые, словно не читав в Священном Писании слов: чего Бог очистил, того ты не почитай нечистым, гнушаются животными и считают, что так должны поступать все православные. Для них, пожалуй, стоит рассказать две истории.
На Кипре есть замечательное место мыс Гота, то есть: Кошка. В древности здесь подвизались монахи, но потом они были вынуждены уйти из-за расплодившихся змей. Святая Елена, узнав об этом, распорядилась привезти из Египта тысячу котов и кошек, которые спасли остров от змей. Вскоре на этом месте был основан монастырь в честь святителя Николая, получивший прозвище “Кошачий”.
Сейчас он являет удивительное зрелище: в монастыре несколько сестер, которые из-за занятости на послушаниях сокрыты от глаз паломников, зато в уютнейшем монастырском дворике, среди цветов, обитают десятки кошачьих: вот котята прильнули к кошке, тут коты-подростки играют в свой хвост, здесь просто спят, прижавшись друг к дружке. Можно увидеть несколько десятков котов одновременно! Здесь их действительно опекают. А паломники свидетельствуют, что в мартирологе жертв турецкой оккупации 1570 года написаны имена не только людей, но и котов монастыря.
И на святой горе Афон есть обитель, издревле изобилующая кошачьими, — это Дохиар. Представьте себе монастырский дворик, старые плиты, согреваемые знойным греческим солнцем, цветы в клумбах, и — множество котят повсюду. Отсюда их забирают старцы и монахи и увозят к себе в монастыри, скиты и кельи, — по всей монашеской республике. И эти котята, возмужав, будут нести там послушание по отлову змей.
Но если нет ни мышей, ни змей, — зачем кот городскому жителю? — Чтобы мы учились заботиться о том, кто нуждается в заботе. Часто любят говорить, что заботиться надо прежде всего о людях, и что есть такие “котоманы”, которые людей вовсе не замечают, а то и ненавидят. Но мы ведем речь не про таких.
Если сердце человека очищено любовью к Богу, оно без труда вмещает и людей, и котов, и собак, и всю тварь, которая, как свидетельствует апостол Павел, по нашей вине стенает и мучается. Наша вина в том, что мы своими грехами изменили мир, изуродовали его, ввергли и животный мир в ненависть и страдания.
У Марины Андреевны Журинской кот не обожается, не очеловечивается, его видят именно зверем, домашним, доверчивым, но зверем, и в этом удается гораздо глубже разглядеть и показать его настоящий интерес и красоту.
Но в этом также и воспитательное значение книги: показать нормальные взаимоотношения кота и хозяина, подчиненной твари и человека, как они были задуманы. Божье творенье всегда хорошо, об этом свидетельствует Писание, и проявляя к нему любовь и заботу, мы славим Творца. Да и животные, как мы помним на примере Валаамовой ослицы, увидевшей ангела и попытавшейся спасти от смерти своего хозяина — пророка, или на примере собаки, путешествовавшей вместе с ангелом и Неемией, также сохраняют восприимчивость к духовному миру. И наблюдательный человек способен это заметить:
«Я уже упоминала о том, что Мишка уважал духовенство. Постепенно выяснилось, что уважение это переходит, так сказать, звериные границы. Однажды один веселый батюшка, уходя, увидел, что Мишка вроде бы вышел его проводить, и, расшалившись, сказал: “А ну, Мишка, иди сюда, я тебя благословлю”. И кот подошел и подставил головку. Потрясенный батюшка перекрестил ему лобик со словами Всякое дыхание да хвалит Господа. Позднее то же самое по собственной инициативе делали и другие священники — с теми же словами. Очень уж у кота умильный вид.
Но однажды Мишка показал, что он способен и на явную недоброжелательность. Я по неопытности впустила в квартиру двух иеговисток, “купившись” на предложение побеседовать о Библии. Беседа не задалась, потому что я прежде всего стала выяснять, какую организацию они представляют, а они изо всех сил противились самоидентификации. Вырвав из них признание, я сказала, что моя точка зрения на Библию укладывается в рамки Православия и вряд ли у нас получится конструктивный диалог, поэтому я прошу их удалиться. Вместо того, чтобы последовать этому предложению, они начали наперебой ругать Православие. Я еще раз попросила их уйти, но безрезультатно. Тем временем пришел Мишка, встал у моих ног, как верный пес, вытянул шею в сторону незваных гостей и зарычал. Дамы замолчали. Я взяла Мишку на руки — мало ли что — но он продолжал рычать в том же направлении. Дамы заохали и поспешно ушли. Конечно, кот отстаивал мои интересы, а не церковные, но получилось все равно здорово» (С. 86–88).
Для православного человека нет никаких трудностей и вопросов о том, как именно нужно любить животных, особенно домашних, которые всегда рядом. Неправда и грех — это когда привязанность отдаляет от Бога, мешает участвовать в таинствах, творить дела добра для людей, а видит только “своего лапочку, сладенького, сыночка” и т. п. Но это далеко не единственный путь. Конечно, никто не станет утверждать, что святитель Тихон Задонский, преподобный Нектарий Оптинский или блаженная Евфросиния Колюпановская меньше любили людей из-за того, что держали у себя дома котов.
Стоит привести следующий пример: одна наша знакомая обратилась к вере отчасти благодаря своему коту. Она прожила немалую часть жизни, будучи атеисткой. И вот однажды ей подарили кота. И настолько хорош он был и благовоспитан, что у нее появилась настойчивая мысль: “надо бы поблагодарить Бога за такого хорошего кота”. Конечно, это было далеко не единственным, что помогло этой женщине всерьез обратиться к вере, но эта мысль стала первой ступенькой на долгом пути к Отцу Небесному.
Возвращаясь к рецензируемой книге, хочется сказать, что в этой истории люди не стремились обладать котом, не домогались его, выискивая особую породу в клубах, не задумывались, будет ли он драть мебель или оставлять свою шерсть на одежде. Они проявили двойную любовь: к растерянному, расстроенному человеку, решив его проблему, и к коту, взяв на себя заботу о том, кто был им послан Провидением. Они ответили взаимностью на котовую дружбу и благодарность, и их жизнь преобразилась. Потому и кот вырос действительно хорошим котом, за которого прилично поблагодарить Творца, например, написанием книги.
Вспоминаются слова святого старца Нектария Оптинского о его питомце: “святой Герасим Иорданский был велик, у него был лев, а мы малы — у нас кот”. Если уровень нашей духовной жизни далек от того, чтобы мы могли являть милосердие к диким зверям, то явим его хотя бы к тем, кто уже и так рядом с нами, тем, кто в нем действительно нуждается. И, как писал праведный Иоанн Кронштадтский, чем больше любит Бога человек, тем шире сердце его становится и тем больше вмещает любимых — и не только людей, но и все Божие творение, как мы видим на таких замечательных примерах, как преподобный Силуан Афонский.