Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры выпустило репринт книги Н. Н. Глубоковского “Св. Апостол Лука, Евангелист и Дееписатель” (София, 1932) с кратким биографическим очерком А. И. Сидорова.
В этом, одном из последних своих значительных трудов, профессор Глубоковский, один из известнейших русских богословов, подвергает семантическому анализу тексты третьего Евангелия и Книги Деяний. Из их филологического сходства и из общности духа он заключает, что оба творения являются произведениями одного и того же лица, проникнутого умонастроениями и воззрениями, характерными для круга апостола Павла, что заставляет предполагать, что автором их был не кто иной, как упоминаемый в Посланиях апостола Павла Лука, один из постоянных его спутников, снискавший благорасположение Апостола и как его последователь, и как личный врач. Последнее обстоятельство имеет особое значение для выяснения личности священнописателя, ибо отдельные места убедительно свидетельствуют, что их автор обладал познаниями, указывающими на его принадлежность к профессии врача. А по тем временам это означало, что он получил самое широкое образование и является человеком просвещенным. Поэтому неудивительно, что и его творения отличаются высокими литературными и, в частности, стилистическими достоинствами. Все эти данные подкрепляют древнехристианское убеждение, что дееписателем был автор третьего Евангелия святой апостол Лука.
Данную работу отличает характерное для Глубоковского сочетание всестороннего знания имевшейся на тот момент соответствующей западной литературы с глубиной проникновения в предмет исследования. Вопросы источников и условий происхождения, времени и места написания, подлинности, анализа содержания, общего характера повествования, литературных достоинств и цели написания Священных Книг — все изучено и изложено с особой тщательностью, с превосходным знанием источниковедческой проблематики. И при всем этом “русский ученый никогда не попадает в плен западной библеистики: он ясно осознает себя представителем православного «ученого предания», а потому совершенно свободен по отношению как к протестантской, так и католической научной традиции” 1.
С момента выхода книги библеистика обогатилась многими манускриптами, значительно более древними, чем те, которыми она располагала во время работы Глубоковского. Они существенно прояснили форму текста Священного Писания, существовавшую во II–III вв. по Р. Х. Для Евангелия от Луки это прежде всего папирус Честер-Битти (р75), содержащий значительные фрагменты третьего Евангелия (Лк 3:18–22,33–4:2,34–42,44–5:10,37–6:4,10–7:32,35–43,45–17:15,19–18:18; 22:4–24:53), а также папирусы р4 (III в., главы 1–6 во фрагментах) и р38 (18:27–19:6,12–16), р48 (23:11–17,23–29) и р53 (26:7–8,19–20). Существенно обогатились наши знания об историческом фоне возникновения Священных Книг и об их значении для раннехристианской письменности.
Однако необходимо отметить, что в основных своих чертах данное исследование не утратило своей актуальности и по сей день. Для нас особенно ценен трезвый критический подход Глубоковского, — опираясь на твердый фундамент Священного Писания, он критически разбирает все рационалистические теории, показывая их искусственность и неосновательность. Показательно, что даже в вопросах подлинности того или иного текста Писания для Н. Н. больший вес имеют святоотеческие свидетельства, нежели свидетельства текстуальные.
Переиздание предпоследнего труда Николая Никаноровича Глубоковского (†1937) представляется весьма современным. Возрождающееся в настоящее время богословское образование испытывает острую необходимость знать, продолжать и развивать традиции отечественной библейской науки, в коей имя Николая Никаноровича занимает одно из виднейших мест. Тем более, что сам он “изучение Св. Писания ставил во главу угла всего богословия, считая его объединяющим центром для всех богословских дисциплин. Без этого центра все разделы богословия остаются разрозненными и «не воспринимают зиждительного библейского духа в самое свое существо»” 2.
Примечания