<Рецензия>: Саратовские епархиальные ведомости
: Саратовские епархиальные ведомости. Православие и современность. № 1(17). 2006.

У нас часто о степени возрождения Церкви судят по числу открытых храмов и монастырей, сравнивая с числом их, действовавших до падения атеистического режима, и — еще прежде, “при царе”. Но, пожалуй, можно посмотреть на этот процесс и с другой стороны — по истории периодических церковных изданий. Разумеется, эти статьи, что называется, из разных весовых категорий, однако, думаем, никто не станет спорить с тем, что способность регулярно издавать качественный журнал или газету многое говорит о зрелости и налаженности церковной жизни в той или иной местности.

До революции “епархиальные ведомости” издавались каждой епархией, и Саратовская кафедра не была исключением. В эпоху коммунистических гонений их выпуск прекратился. После освобождения Церкви в 1991 г. газета возродилась, но через несколько лет снова исчезла. Такова судьба большинства православных изданий тех лет — многие, не рассчитав своих сил, брались с энтузиазмом за дело просвещения через посредство православной периодики, но спустя некоторое время увядали, как зерно, посеянное на каменистой почве.

И вот, наконец, перед нами третье рождение “Саратовских епархиальных ведомостей” — на этот раз в виде полноценного цветного журнала с качественной полиграфией и оригинальным содержанием. Не секрет, что многие провинциальные периодические издания тот или иной процент материалов берут из центральных. Это вполне допустимо как поддержка изданий, которые пока еще находятся в стадии становления. Но мы не увидим этого в рецензируемом журнале — все содержание его подготовлено собственными силами, и это достаточно серьезная заявка на зрелость и самостоятельность нового церковного издания.

В начале, как и положено для официального органа, идет рассказ о событиях из жизни епархии, — приятно удивляет, что каждая новость сопровождена фотоиллюстрацией, благодаря чему даже при небольшом объеме текста удается много лучше и нагляднее передать впечатление от представленных фрагментов епархиальной жизни.

Следующим разделом помещено интервью Преосвященнейшего Лонгина, епископа Саратовского и Вольского, посвященное проблемам современной миссии. Владыка констатирует недостаток миссионерского сознания среди нынешних пастырей: «пока мы сами не поймем, что миссионерская активность для нас остро необходима, ситуацию нам не переломить. Казалось бы — прописная истина. Но еще не усвоенная. Мне как Архиерею приходится сталкиваться с этим достаточно часто. Предполагаю я послать священника на какой-то отдаленный приход или туда, где его нужно открыть, где прихода прежде не существовало, и в ответ вдруг слышу: “а кто туда будет ходить?”. Если вдуматься, то это очень страшные слова, которые свидетельствуют о полной потере некоторыми представителями духовенства понимания самого смысла нашего служения. Разве тот же сектант ответит так тому, кто посылает его на проповедь в любой город и в любую страну? Нет. Сектантские проповедники приезжают туда, где их никогда не было, где об их учении никогда не слышали. И через какое-то время там уже появляется община из нескольких десятков или даже сотен человек.

А православный священник подчас искренне считает, что он должен сидеть в своем храме и ждать, когда в воскресенье к нему кто-то придет на службу. А почему люди должны приходить? Они уже забыли о Церкви, что она такое <…> Им надо заново, с чистого листа, рассказывать, что такое вера в Бога, Православная Церковь, о том, как жить по-христиански».

После этого внимание переходит к “культурной” части — разговор заходит о кино, этой темы касаются два материала. Первый — “Монолог о христианском кинематографе” В. К. Семенюка, в котором автор указывает, что таковым можно назвать такие произведения киноискусства, которые честно и последовательно доносят до зрителя христианские ценности и мировоззрение. Второй материал — интервью с режиссером “Острова” Павлом Лунгиным. На наш взгляд, это, пожалуй, наиболее глубокое, подробное и интересное интервью относительно съемок этого нашумевшего фильма.

Еще одним ярким материалом номера является статья игумена Нектария (Морозова) “Прикоснуться сердцем к святыне”, написанная в жанре паломнических заметок. Автор описывает свои наблюдения и впечатления от посещения главнейших православных святынь Греции — о. Эгины (мощи святого Нектария), Патры (святого апостола Андрея), Корфу (святителя Спиридона Тримифунтского), Фессалоники (святого великомученика Димитрия Солунского, святителя Григория Паламы и др.), Эвбеи (святого Иоанна Русского), а также г. Бари (мощи святителя Николая Чудотворца) в Италии.

Прекрасным литературным языком отец Нектарий описывает свое путешествие и встречи со столь духовно значимыми местами. Но помимо этого он делится и выводами об уровне религиозного и нравственного состояния греческого общества. Он пишет: “такое ощущение, что жизнь (в отношении к Православию) течет тут по инерции <…> вера едва теплится, не дает жизни, ощущения ее теплоты…”; в другом месте он сетует на неприветливость и равнодушие жителей Фессалоник, особенно к священнослужителям.

Автор и сам признает, что “эти ощущения субъективны и до известной степени поверхностны”, и мы должны согласиться с таким определением. За четырехкратное посещение Греции мне приходилось наблюдать настолько разительно иную картину, что промолчать об этом расхождении представляется несправедливым по отношению к читателю. Гостеприимство, внимательность, участие и готовность помочь со стороны прохожих; полные храмы на воскресном богослужении, при том, что храмов там на душу населения в десятки раз больше, чем у нас, и единственная виденная мною очередь в Фессалониках — очередь на исповедь…

Я мог бы указать и аналогичные впечатления многих моих знакомых, но это тоже будут достаточно субъективные вещи, и, чтобы не размениваться на них, посмотрим на более объективные параметры. Чтобы понять, как обстоит дело с верой у греков и в Греции, стоит обратить внимание на то, что происходило и происходит там на протяжении последних пятидесяти лет.

В 1960-е годы началось возрождение Афона — до этого времени он почти полностью опустел, там доживали лишь старые монахи. Но теперь на Святой Горе подвизается около пяти тысяч монахов, и примерно четыре тысячи из них — греки. Касается ли это только Афона? Нет. Хотя греков в десять раз меньше, чем русских, в Греции до сих пор больше действующих монастырей, чем в России. Каковы труды по возрождению древних обителей — ведь многие из них ожили к духовной жизни именно в последние годы. Самый известный пример — возрождение монашеской жизни в Метеорах. А сколько греческих монастырей было за эти годы открыто в Европе, Америке, Австралии! Откуда же берутся тысячи молодых греческих монахов и монахинь, населяющих эти обители, если вера здесь “едва теплится… и течет по инерции”? А взглянуть на миссию — кто трудится над распространением Православия в Африке, Азии, Индии, кто возродил на наших глазах Албанскую Православную Церковь? Греки. Хотя на долю этой страны выпало в ХХ веке несколько войн, оккупация, гражданская война, жуткая нищета, государственные перевороты и многое другое — это не помешало грекам трудиться на благо Вселенского Православия.

Конечно, и у них есть свои проблемы, трудности, но все же справедливости ради нужно сказать, что картина, нарисованная автором заметок на основе достаточно поверхностного общения, не соответствует действительности.

Отношение к священникам у греков в целом уважительное, хотя, конечно, нет подобострастия, так как священников там много и к ним давно привыкли. Когда-нибудь привыкнут и у нас, и в этом, как кажется, нет ничего страшного.

Безусловно, посты там соблюдают менее строго, чем у нас. Но началось это не в последние годы — такова была особенность Православия у греков еще с начала турецкого ига. Об этом сообщают как греческие паломники, приезжавшие на Русь, так и русские паломники, приезжавшие на земли Османской империи. Однако все же придется признать, что из такой вот малопостящейся среды выросли тысячи мучеников и афонских подвижников, и такие христиане сохранили веру на протяжении многих веков притеснения. Не нам их судить.

Возвращаясь к журналу, стоит рассказать еще об одной затронутой в нем теме — церковные СМИ. Емко и последовательно рассказывается о фестивале “Вера и слово”, в котором принимали участие и представители Саратовской епархии. Глубокие, вдумчивые интервью с редактором “Альфы и Омеги” М. А. Журинской и редактором “Фомы” В. Р. Легойдой суммируют опыт этих двух наиболее заметных и ярких журналов с многолетним стажем.

Кроме того, опубликована статья о Саратовской Духовной семинарии, о местных новомучениках, архивные материалы об открытии храмов в период Великой отечественной войны, воспоминания о знаменитом подвижнике схиигумене Савве — и все это уместилось в один номер!

Про материал о новомучениках стоит сказать подробнее. Перед второй мировой войной в Саратовской области были закрыты все храмы, и около тысячи саратовских священнослужителей, монахов и мирян прошли через ГУЛАГ. В статье диакона Максима Плякина и Валерия Теплова рассказывается о жизни и мученической кончине троих пастырей: протоиерея Геннадия Махровского, иерея Олимпа Диаконова и протоиерея Андрея Шанского, расстрелянных коммунистами осенью 1919 г. Как верно отмечают авторы, для нас очень важно чтить память и дела тех, кто, пройдя беспорочно свой жизненный путь, исповедали Христа, будучи верны даже до смерти, чтобы и нам оказаться достойными потомками их.

В рубрике “Епархиальный архив” опубликованы документы, свидетельствующие о том, как уже в середине ХХ века гонимая Церковь все же продолжала бороться за право существовать и служить Богу.

Говоря о недостатках журнала, стоит отметить один: значительная часть материалов журнала набрана слишком мелким шрифтом. Понятно, что это было вызвано желанием вместить как можно больше материалов в первый номер и сделать его максимально разнообразным и информативным, но к сожалению, привело это к тому, что читать журнал оказалось удобным не для всех. При чтении слишком мелкого шрифта глаза читателя быстро устают и поневоле вынуждают оторваться даже от интересного материала.

Нужно отметить высокий уровень материалов, когда и содержание и форма соответствуют самым высоким стандартам, а также качественную полиграфию и богатый иллюстративный материал.

Не будет преувеличением сказать, что перед нами образцовое издание епархиального журнала. Можно пожелать редакции и всем читателям “Саратовских епархиальных ведомостей”, чтобы журнал дальше выдерживал взятый при старте высочайший уровень.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.