<Рецензия>: Троицкий сборник

После значительного перерыва вышел в свет второй номер Троицкого сборника, выпускаемого Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой1. Можно сказать, что перерыв этот если и отразился на качестве издания, то в лучшую сторону: второй выпуск по объему более чем в два раза превосходит первый, а это значит, что издателям есть что сказать читателю; при том, что рубрики в основном сохранились, их содержание обрело большую внутреннюю стройность. Эта стройность объясняется даже не тем, что все публикующиеся материалы связаны со Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой (а это само по себе уже большое достоинство издания), но тем, что они помогают читателю — и через исторические материалы, и через труды нынешних насельников — соприкоснуться с духовной атмосферой Лавры, со времен преподобного Сергия притягательной для православного народа.

Сборник открывает рубрика Печальник земли Русской, содержащая прекрасный образец духовного красноречия — Слово о святых, сказанное в Преображенской церкви Москвы митрополитом Николаем (Ярушевичем) в канун дня преподобного Сергия. Та же рубрика включает историческую справку протоиерея Александра Свирелина “Посвящение преподобного Сергия во пресвитера и игумена в Переславле-Залес­ском”, впервые опубликованную более века назад и передающую атмосферу празднования 500-летия со дня кончины Преподобного. Хотелось бы обратить внимание на необычайно живой язык этого исторического документа, читать который и легче, и поучительнее, чем наукообразные тексты иных наших современников.

В рубрике Троицкий патерик мы находим “Житие и подвизи преподобнаго отца нашего игумена Никона, ученика блаженного Сергия Чудотворца” на церковнославянском языке, — собственно говоря, только так его и можно печатать, коль скоро нет очень хорошего русского перевода, а между тем эти страницы еще усиливают то впечатление подлинности и сопричастности, присущее сборнику в целом, о котором говорилось выше.

Рубрика Юбилеи содержит материалы, посвященные 40 ле­тию со дня кончины митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича). Здесь публикуются статья памяти митрополита Николая, написанная в свое время его близким сотрудником А. В. Ведерниковым, воспоминания о Владыке проф. К. Е. Скурата и часть диссертации самого митрополита Николая, написанной и опубликованной им в бытность его иеромонахом (к сожалению, дата первой публикации не указана) на тему “Церковный суд в России до издания Соборного уложения Алексея Михайловича (1649 г.)”.

В рубрике Новопрославленные святые — два раздела. Первый из них посвящен преподобному Андрею Рублеву; в нем публикуется Служба преподобному Андрею иконописцу и Житие преподобного Андрея Рублева. Здесь же (под заглавием “О почитании Святой Троицы на Руси”) напечатана четвертая глава из статьи священника Павла Флоренского “Троице-Сергиева Лавра и Россия”. Таким образом сводятся воедино православное почитание Святой Троицы игуменом земли Русской преподобным Сергием и его учеником преподобным Андреем в священных стенах Лавры. Глубоко в душу западают слова тропаря преподобному Андрею: Христа познал еси, Божию Премудрость и силу, и иконою Святыя Троицы всему миру проповедал еси Единство во Святей Троице.

Во втором разделе той же рубрики — Житие преподобномученика Кронида Радонежского и информационная заметка о первом праздновании его памяти2.

Рубрика Из истории Лавры занимает значительную часть общего объема сборника и содержит публикацию “Сказания Авраамия Палицына”, которое многие филологи-русисты “про­хо­­дят” в вузовском курсе. Здесь — основной источник наших сведений об осаде Лавры, о мужестве смиренных иноков, умевших сочетать ратные подвиги с молитвенным деланием. Келарь Троице-Сергиева монастыря инок Авраамий Палицын с той точностью и зоркостью, которые придаются пишущему сми­рением, отказом от авторского “я”, повествует о военных стычках и о богослужениях, о делах воинских и о чудесных явлениях. И заставляют задуматься всех пишущих и размышляющих об отечественной истории его слова, предваряющие повествование:

История в память предидущим родом,
да не забвенна будут благодеяния, еже показа нам
Мати Слова Божия, всегда от всея твари благословенная
Приснодева Мария, и како соверши обещание свое
к преподобному Сергию, еже рече, да неотступна буду
от обители твоея.

В той же рубрике — статьи архимандрита Макария (Веретен­никова) “Архимандрит Гурий — первый наместник возрожденной Троице-Сергиевой Лавры” и “Всероссийский Митрополит Макарий и обитель преподобного Сергия, игумена Радонежского”. Понятно, что связующий две указанные темы момент — это Лавра, но обращает на себя внимание то, что их выбор только этим не определяется. Обе статьи обращены к важнейшим событиям в существовании Лавры: святитель Макарий придал ей тот высокий статус, в котором она стала известна всем последующим поколениям и ими почитаема; архимандриту Гурию (впоследствии митрополиту) выпало тяжкое и ответственное, но отрадное послушание: возобновить жизнь разоренной Лавры, и его недолгое наместничество ознаменовало ту точку отсчета, с которой началось въяве духовное возрождение не только лаврских святынь, но вместе с ними и через них — всей Православной Русской Церкви.

В той же рубрике помещен материал об открытии в Троице-Сергиевой Лавре Поместного Собора Русской Православной Церкви по случаю тысячелетия крещения Руси в 1988 г. Казалось бы, это было так недавно, на наших глазах, — а читается уже как историческое предание: только что открылся Данилов монастырь, прославляются святые, почитание которых с тех пор прочно вошло в молитвенный обиход Церкви: благоверный князь Димитрий Донской, преподобные Андрей Рублев, Максим Грек, Паисий Величковский, Амвросий Оптинский (первый из собора оптинских старцев), блаженная Ксения Петербургская, святители Макарий Московский, Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник…

Завершает рубрику исторический очерк В. П. Зубова “Архи­тек­тура Троице-Сергиевой Лавры”. Автор ее, доктор искусствоведения, перу которого принадлежит множество значительных трудов по истории науки, философии, искусства и архитектуры, много лет отдал кропотливому изучению документов, относящихся к лаврской архитектуре. Его исследования и найденные им документы сыграли важную роль при составлении проектов реставрации Лавры. В статье дается репродукция уникальной иконы XVII века, на которой изображен план-панорама Троице-Сергиева монастыря, — свидетельство общероссийского почитания этой обители.

В рубрике Труды Лаврских насельников — две публикации: совсем небольшой текст иеродиакона Галактиона “О внешнем виде христианина” и жизнеописание архимандрита Тихона (Агри­кова), в схиме Пантелеимона, составленное иеромонахом Зосимой. Первая из названных работ по жанру — скорее увещевательная проповедь, вторая — классическое жизнеописание из тех, которые при соответствующих обстоятельствах кладутся в основу жития. Что же их объединяет? На наш взгляд, общее в них — дух мирен, ради которого и принимают постриг, а с ним и нелегкий иноческий крест. Можно себе представить, каким диссонансом лаврской жизни врезаются в нее группы пестро и непривычно разодетых туристов, но никакого обличительного раздражения в тексте отца Галактиона нет. А в жизнеописании архимандрита Тихона над всеми грозными и бурными событиями ушедшего века разливается тишина горнего мира, которая чем дальше, тем ближе подходит к иноку, покрывая его благодатным облаком.

Рубрика Духовная поэзия, конечно, прежде всего интересна представленными в ней стихотворениями иноков-насельников Лавры. Хочется упомянуть “Прощальный плач иноков, изгоняемых из обители”, вполне достойный стать еще одним высоким свидетельством эпохи гонений, и замечательный образец духовно-философской лирики — “Славит Бога вся природа” игумена Виссариона.

Составителей “Троицкого сборника” следует поблагодарить за их труд. А тех, кто по незнанию пренебрегает церковной культурой — от души пожалеть, коль скоро они не ознакомятся с этим образцом монастырской словесности.

1О первом выпуске Троицкого сборника см. Сержантов П. Христианская пе­риодика: созидание и возрождение // Альфа и Омега. 2001. № 1(27).

2Материалы к биографии преподобномученика Кронида в свое время публиковались в нашем журнале: Архимандрит Георгий (Тертышников). Жизнеописание архимандрита Кронида (Любимова), наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры // Альфа и Омега. 1998. № 2(16).

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.