Улица европейского города. Группа мужчин далеко не интеллигентного вида, хватает прилично одетую женщину и с гиканьем сажает ее в мусорный бак. Затем один из «активистов» закрывает крышку бака и стучит по ней сверху. Толпа кричит: «Это твое место, поняла?»
По замыслу участников и вдохновителей этого деяния, таким образом должна быть искоренена коррупция. Помочь женщине решилась тоже женщина, мужчины были заняты…
Это современная Украина, город Днепропетровск.
В мемуарах князя Владимира Сергеевича Трубецкого (младшего брата известного философа Николая Трубецкого) «Записки кирасира» есть такой эпизод:
«Вспомнилась мать, которая не раз говаривала нам с братом, что как хама, так и настоящего джентльмена узнают, прежде всего, по отношению к женщине… ибо в женщине, прежде всего, надо уважать женскую честь, достоинство и целомудрие».
Совершенно очевидно, что дело не в мужчинах «неинтеллигентного вида», а просто в мужчинах, которые повели себя, как хамы. Издержки революции, так сказать. Как тут не вспомнить Мережковского с его «Грядущим хамом»? Хам пришел в 1917, пришел и в 2014.
Собственно революция не порождает хамство, она просто выпускает его наружу. И здесь не нужно придумывать заумные теории, всё очень примитивно – уходит власть, уходят сдерживающие факторы, и появляется безнаказанность.
Тысячи мелких индивидуальных комплексов выплескиваются на улицу и сливаются в один зловонный поток. Новая «революционная» власть первое время смотрит сквозь пальцы на деяния своих соратников.
В этом нет ничего нового – все революции были отмечены разнузданностью толпы. Но сейчас я говорю только о том, что происходит в моей стране. Мы видим явное несоответствие деклараций и деятельности.
Говорится о стремлении в «цивилизованную Европу» – и демонстрируется варварское поведение. Говорится о законе и справедливости – и демонстрируется унижение оппонента.
Если вы декларируете верховенство закона, значит, бороться с той же коррупцией можно только законными методами. Но каким образом можно победить коррупцию, сажая оппонента в мусорный бак? Здесь речь о справедливости вообще не идет. Это символический акт. Акт возвышения себя за счет унижения врага.
30 июня 1941 года во Львов вступили немецкие войска. На следующий день местные националисты учинили еврейский погром. Евреев отлавливали по всему городу, избивали и унижали. Уважаемых профессоров, врачей заставляли мыть улицы. Кого-то заставили собрать конский навоз с улицы собственной шляпой. Более всего доставалось женщинам: их раздевали и палками гнали по улицам. Потом всех убили. Многие наверняка видели документальные фотографии этих событий.
И тогда, и сейчас участниками были так называемые «радикалы»; и тогда, и сейчас говорилось о справедливости и о «поднятии с колен». Тогда врагами были объявлены евреи, теперь – «коррупционеры». И по факту дело не в евреях, аристократах, буржуях, коррупционерах, сепаратистах и других категориях, объявленных врагами той или иной революции. Дело в тех, кто борется такими методами.
Почему для того чтобы встать с колен, непременно нужно поставить на колени оппонента? Да очень просто – потому что так проще. Потому что на ментальном уровне речь о справедливости вообще не идет.
Коррупционеров, например, у нас ненавидят чаще всего за то, что у них есть возможность делать то, чего не могут делать субъекты ненависти. Они унижены не тем, что кто-то ворует, а тем, что воруют не они.
На этой волне борьбы с коррупцией и воровством часто всплывают политики, которые, дорвавшись до власти, сами начинают воровать. Но как быть тем, кто до высших политических эшелонов не дорос? «Справедливость» ведь требует удовлетворения.
Таким образом, мы наблюдаем своеобразный психотерапевтический акт: унизь своего врага (или мнимого врага) и получи моральное удовлетворение: «кто был никем, тот станет всем». Ведь сажание женщины в мусорный бак в нормальное время – это хулиганство, а в данной ситуации это приобретает оттенки борьбы за высшие благо, а сами участники из хулиганов превращаются в светлых рыцарей правды.
Революция выдает индульгенцию на самое гнусное деяние, только бы оно было прикрыто лозунгом «святой борьбы». Так «Революция достоинства» легко может обернуться «революцией мусорных баков» и таковой остаться.
Читайте также: