Эту хронику родственники жертв авиакатастрофы за минувшие выходные прокручивали сотни раз, пытаясь понять, почему случилась трагедия. Следующие месяцы и годы они будут думать, почему беда случилась именно с их близкими. Совсем недавно их мамы, папы, сестры, братья, мужья, жены, дети улыбались, увлеченно рассказывали по скайпу о своем отдыхе в Эмиратах, строили какие-то планы. И всё. Больше ничего нет. Ни у тех, кто погиб, ни у тех, кто остался оплакивать, хоронить и жить бок о бок с болью.
Версии
За прошедшие дни прозвучало немало версий. От правдоподобных до немыслимых. Самая нелепая из них и при этом тиражируемая в интернете – что авиакатастрофы не было, а фотографии, слезы родственников и многочисленные публикации – инсценировка.
Бред, не стоящий внимания, о котором мы упоминаем лишь потому, что он активно обсуждается в интернете, и только для того, чтобы посоветовать сторонникам безумных теорий съездить в Ростов-на-Дону и посмотреть на семьи жертв – навсегда пропадет желание спекулировать на чужом горе.
Остальные версии перечислялись опытными летчиками и следователями. О тяжелых погодных условиях, о струйном течении, якобы помешавшем пилотам, обледенении лайнера, техническом сбое, ошибке экипажа. Полковник запаса, летчик с 30-летним стажем Николай Палалога высказал предположение и о диверсии на корабле, но его коллеги сочли действия командира скорее самонадеянными, нежели умышленными.
Обобщая все услышанное и прочитанное в СМИ, Pravmir обратился за комментарием к Заслуженному летчику СССР, бывшему замминистра гражданской авиации, а ныне президенту фонда «Партнер гражданской авиации» Олегу Смирнову.
«Эта катастрофа – большая трагедия. Выражаю соболезнования близким погибших, — начал беседу Смирнов. – Мы только что говорили с летчиками о причинах произошедшего. И, по мнению специалистов, не было ни одного существенного повода для ЧП. Вся техника, электроника самолета работала отлично, ему всего пять лет, это летающий компьютер. Погодные условия бывают и хуже. Я видел в прессе аргументы об опасном струйном течении и скажу, что для летчиков хуже другое явление – сдвиг ветра, когда на высоте 500 метров дует южный ветер, на 1000 — северный, меняется подъемная сила, падает приборная скорость и самолет может упасть. Был ли сдвиг ветра в ситуации с «Боингом», определит МАК. Эксперты проанализируют карты того часа, спутниковую информацию и многое другое.
Обледенение тоже опасный фактор – ухудшается характер обтекания, опять-таки меняется подъемная сила, но у данных кораблей мощные антиобледенительные системы.
Аэропорт в Ростове-на-Дону работал, оснований для его закрытия не было. Претензий к взлетно-посадочной полосе нет. Российские диспетчеры не могли диктовать, навязывать экипажу свои решения.
Опытные пилоты выделяют для себя один вариант развития событий. Есть вопросы по действиям пилота. Многое не понятно. Почему самолет два часа утюжил воздух, если в 30 минутах от Ростова-на-Дону был Краснодар?
Давайте разбираться подробно. Точка отсчета – момент ухода самолет на второй круг. С него началась катастрофа. Пилот принял решение, но не сумел его выполнить. Что пошло не так, скажет межгосударственная комиссия. Есть эксперты, хорошая аппаратура. Картину прояснит расшифровка объективных средств контроля — авиационных бортовых самописцев, называемых в народе черными ящиками. Там и параметрические данные: работа двигателей, систем, механизмов, и – на втором самописце — переговоры внутри экипажа. Запись переговоров с землей уже изучена. Не хватает информации о ситуации на «Боинге», она прольет свет на все обстоятельства. Сейчас мы можем только предполагать, что там было.
Уход на второй круг – рутинное дело для любого командира, он этому обучен, натренирован на специальном тренажере, его действия доведены до автоматизма. Однако в исполнении немало профессиональных нюансов, о которых пилоты иногда забывают, и история гражданской авиации изобилует катастрофами как раз при уходе самолетов на второй круг.
Большое значение имеет понимание закона инерции. При уходе на второй круг, несмотря на то, что даны взлетные режимы по двигателям, нос самолета уже спланирован для снижения высоты, лайнер несколько секунд продолжает инерционное движение.
Второй сложный момент: самолет располагает главной силой — подъемной силой крыла. Это то, что держит самолет в воздухе. На крыле есть углы атаки, при изменении которых меняется и величина подъемной силы. Так вот при уходе на второй круг командиры лайнеров часто переходят границу критического угла атаки (у каждого самолета – свои показатели). Если его превысить, крыло потеряет подъемную силу, и тогда любой самолет превратится в шифоньер. А шифоньер летать не может, он сразу движется к земле. В Ростове-на-Дону была очень похожая ситуация: самолет неожиданно набрал высоту после того, как начал уходить, и потом рухнул вниз чуть ли не вертикально.
И самое обидное, что она (ситуация) не была безвыходной. До катастрофы в Ростове при такой же погоде сели три самолета, а когда Boeing-737 кружил над аэропортом, самолет «Аэрофлота» Superjet 100 после неудачной попытки произвести посадку ушел на запасной аэродром в Краснодар. Правильное и профессиональное решение.
Когда летчики готовятся к полетам, они рассчитывают все параметры: например, керосин до Ростова и до запасных аэродромов — командир обязательно их определяет. У арабского экипажа топливо было, иначе самолет не утюжил бы воздух. И Краснодар рядом.
Бывают сложнее ситуации. Допустим, летишь ты в Петропавловск-Камчатский, а там ближайший аэродром в Хабаровске, а здесь все рядышком — действуй.
А как относиться к странному заявлению руководства авиакомпании о том, что у командира корабля не было необходимости принимать решение об уходе на запасной аэродром? Что это? Решения всегда должен принимать пилот, а не люди из офиса.
По информации, звучащей в СМИ, погибший экипаж был сильно загружен, мало отдыхал. И ее надо тщательным образом проверять.
Есть еще одно обстоятельство, на котором пока никто не фиксируется – пилоты стали слишком доверять электронике. Передоверять. Помните, два года назад из Бразилии в Париж летел французский самолет, над Атлантикой он прекратил полет и нырнул на дно океана. Французы — молодцы — его нашли на глубине 4 километра. Извлекли черные ящики, расшифровали. Вывод потрясающий – экипаж не был подготовлен к ручному управлению, к пилотированию при отказе электроники. А техника – это техника, она дает сбои, нужно готовить пилотов ко всему. Они не приложение к компьютеру».
Об авиакомпании
По последней информации МАК, к расследованию причин катастрофы присоединились эксперты из ОАЭ, где был зарегистрирован самолет, США, где его разработали и собрали, и Франции, где создан двигатель.
Для справки: авиакомпания Flydubai – лоукостер, основанный правительством Дубая в 2008 году. Flydubai работает в недорогом сегменте авиаперевозок, но до сих пор она не давала оснований сомневаться в своей надежности — техника качественная, требования к экипажам высокие. В авиапарке 50 самолетов «Боинг 737-800». Выполняет ближне- и среднемагистральные маршруты по направлениям: Ближний Восток, Африка, Европа. Летает в 8 городов России.
Первый полет разбившийся самолет совершил в 2010 году. Данная модель отличается от предыдущих модификаций новым крылом, хвостовым оперением, электроникой и более совершенными двигателями.
Для эмиратского лоукостера это первая авиакатастрофа.
Выяснение причин трагедии – дело экспертов. Люди, далекие от авиации, сейчас думают о другом — о трауре в Ростове-на-Дону, о пассажирах, пилотах, бортпроводниках и их близких.
Ушедшие: одна из 62 историй
Фамилии Лобода и Маяченкова в списке погибших стоят рядом. Раиса Лобода и Ольга Маяченкова и в жизни были близки. Лучшие подруги: воспитатель детского сада и медсестра, когда-то работавшая в сельской амбулатории, а после пенсии переехавшая из Нижней Омры (Коми) в Ростов-на-Дону и устроившаяся в дошкольное учреждение. И их садики – соседи, Раиса Константиновна присматривала за пятилетними малышами в 321-ом – «Теремке», а Ольга Михайловна лечила ребят в 249-ом.
По словам заведующей «Теремком» Татьяны Мухонько, женщины поехали в Эмираты, чтобы отметить День рождения Раисы Лободы. 14 марта ей исполнилось 62 года.
«Они всегда путешествовали в ее День рождения, — рассказывает Татьяна Александровна. – Улетели на Масленицу. Раиса Константиновна принесла в сад блины, мед, угощала детей и взрослых. Шутила, смеялась. Она яркая была, человек-праздник. И Ольга Маяченкова такая же. Обе шустрые, бойкие, никогда не унывающие.
Пока Раиса была в отпуске, ее ребятишки в группе нарисовали плакаты, сделали своими руками подарки. Ждали, чтобы показать, поздравить. Они ее обожают. Украсили стены, коридор. А вчера мы с родителями все это снимали. Вот сейчас, утром, мамочки начали приводить детей в сад. Те щебечут, ждут воспитательницу. Боимся их вопросов.
И некоторые взрослые не видели списка жертв авиакатастрофы и не знали, что там была наша Раиса Константиновна. Ну и услышали. Сами все понимаете. У Раисы осталась дочь, днем она прилетит из Швейцарии – Альбина работает за границей. Предложили ей помощь, сделаем для нее все, что от нас требуется».
Дочь Катя и двое внуков Ольги Маяченковой живут в Ростове-на-Дону. «Она в них души не чаяла. Настоящая бабушка, — говорит заведующая детским садом №249 Ирина Родионова. – Ольга Михайловна была доброй, отзывчивой, светлой».
«Мы с ней вместе работали больше десяти лет. Хохотушка, болтушка, но в деле собранная, внимательная, — вспоминает медсестра Нижнеомринской врачебной амбулатории Наталья Почевалова. – Она была фельдшером, самым уважаемым человеком в поселке. В Ростов-на-Дону поехала за дочкой. Вышла на пенсию и захотела быть поближе к внукам».
«Оля лечила одним своим присутствием, — хвалит давнюю знакомую Светлана Осипова. — Дедушки, бабушки говорили: у нее руки легкие и душа тонкая. У Ольги столько надежд было, когда она перебиралась в Ростов. Жаль ее и других погибших».
Жаль. Беда все у них отняла. Вырвала из жизни, связала воедино разные судьбы, истории и разрушила.
Люди скорбят о своих близких. Кто-то потерял отца и мать, кто-то – жену и дочь. Виктория, Олег, Кирилл Чистяковы летели в «Боинге» всей семьей, как и Наталья, Виталий и Саша Веремеевские.
На борту было 4 ребенка. Одна из погибших, Виктория Чистякова, была на шестом месяце беременности…
Реакция общества
Беда как лакмусовая бумага выявляет в людях плохое и хорошее. И в большинстве своем россияне сочувствуют семьям погибших, стараются их поддержать, чем-то помочь. Но и грязи в соцсетях немало.
Чтобы найти коллег, друзей жертв авиакатастрофы, в субботу и воскресенье нам пришлось продираться через такое количество мусора. Фейковые персонажи, мошенники, пытающиеся воспользоваться случаем и раскрутить людей на деньги, липовые истории, придуманные журналистами, с профессиональными плакальщицами и смонтированными кадрами, сотни пользователей, уверяющих, что они были знакомы с погибшими, а на самом деле никогда их не видевшие. Зачем? Чтобы любой ценой оказаться в центре внимания, урвать свои пять минут славы?
А скольких мам и пап в эти выходные довели до сердечных приступов неосторожные и поспешные соболезнования. Семьям полных тезок жертв катастрофы слали черные открытки со свечками из разных городов страны: «Екатеринбург скорбит», «Сибирь скорбит». Напуганные родители звонили детям и сходили с ума, если сотовые вовремя не отвечали.
Но искреннего участия, доброты в людях все равно больше. Вместе с ростовчанами трагедию остро переживают жители самых разных городов, областей и стран.
Если бы это тепло могло хоть чуточку облегчить боль пострадавших. Держитесь, родные, мы с вами.