Колин Крамми: «Голгофа» – комедия гораздо более мрачная, чем «Однажды в Ирландии», учитывая контекст оскорбления католической церкви. Как Вы добились этой трагикомической интонации?
Джон Майкл Макдона: Моя мама посмотрела «Голгофу», и я спросил ее, что она думает о фильме. И она сказала: «Ужасно!» (смеется). Думаю, она предпочитает «Однажды в Ирландии». Вы то смеетесь до упаду, то ужасаетесь. И это делает интонацию фильма странной. Я всегда был большим поклонником братьев Коэнов, они делают подобные вещи. В Голливуде же полагается либо делать прямолинейную драму, либо комедию. Нельзя их соединять. В жизни же комедия и трагедия смешиваются.
Как Вам на ум пришел этот сюжет?
Идея фильма пришла ко мне во время съемок «Однажды в Ирландии», когда Брендан [Глисон] и я говорили о том, как ужасно идти по улице и оцениваться людьми плохо из-за черной одежды.
Большинство священников становятся священниками, потому что хотят делать добро, но добрыми их больше не считают. Мораль перевернулась. Когда мы первый раз это обсуждали, я думал, что будет гораздо больше клишированных фильмов о плохих священниках. Я подумал, что надо вначале сделать фильм о хорошем священнике, а все остальные фильмы о плохих пусть выходят после.
Горожане – это кучка циничных и отвратительных людей, готовых обвинить хорошего парня во всех смертных грехах. Один даже дойдет до убийства. Зачем Вы так сделали?
Мы решили окружить хорошего священника ужасными, гадкими персонажами. Священник – прямой и добрый человек. Обычно в кино должен быть конфликт между людьми. Поэтому во имя развития сюжета я сделал всех злыми и неприятными, для контраста с ним. Он – хороший человек, реагирующий на зло, которое делают люди.
Является ли Ваш фильм описанием современного общества?
Вы никогда не захотите, чтобы все эти персонажи жили в одном городе, иначе вы сбежите! Это фильм о человеке и человечестве. Все эти финансовые скандалы вторичны. Это просто темы, проходящие через сюжет. Для меня этот фильм – об этих персонажах, о том, как они проводят свою жизнь, как реагируют на священника, как пытаются сломить его. Это движущая сила этой истории.
В фильме сильный состав ирландских актеров, с Крисом О’Даудом («Компьютерщики») и Эйдан Гиллен («Игра престолов»), но Дилан Моран («Книжный магазин Блэка») в роли мрачного банкира стал гвоздем программы. Каковы Ваши впечатления от работы с ним?
С Диланом всегда увлекательно работать, потому что никогда не знаешь, помнит ли он хоть что-то из текста. И каждый раз, когда он вспомнил, его глаза загораются.
Этот фильм – вторая часть вашей трилогии «Прославленные самоубийства». Вы можете рассказать об этом подробнее?
И в «Однажды в Ирландии» и в «Голгофе» присутствует тема жертвенности. Это вестерны о хорошем человеке, который встречает свою судьбу. Третий фильм (он называется «Хромые войдут первыми») будет об очень беспокойном, грубом и дерзком паралитике.
Итак, у меня есть полицейский, священник, а следующим будет паралитик. В фильме будет та же структура – человек перед лицом своей последней схватки с превосходящими его силами. Фильм «Однажды в Ирландии» был снят в Голуэе, откуда родом мой отец; «Голгофа» – в Слайго, где родилась моя мать, а последний фильм будет снят в южном Лондоне, где родился я. Это своего рода личный, авторский аспект трилогии [смеется].
Вы смеетесь. Вы действительно так ощущаете эти картины?
Нет, я на самом деле не шучу по их поводу. Я часто смеюсь, когда я вполне серьезен. Я отпускаю серьезный комментарий и после смеюсь, как будто я не говорил всерьез.
«Однажды в Ирландии» был открытием где угодно, но не в Великобритании. Вас не волнует, что ваши фильмы воспринимаются как специфически ирландские?
Я переживал на этот счет по поводу «Однажды в Ирландии», но аудитория не восприняла фильм так. Надеюсь, что и с «Голгофой» выйдет так же. Это большой фильм, и я надеюсь, что его и будут воспринимать как большой фильм, а не просто как «очередная маленькая ирландская жемчужина». Я ненавижу маленькие жемчужины.
11 апреля 2014 года. Автор интервью — Колин Крамми
Перевод Алены Гаспарян