«Иногда я не понимала, что закапываюсь»
Ксения Бортникова, 200 баллов по русскому и химии, Старый Оскол:
— Училась я в самой обыкновенной школе. Знала, что буду поступать в медицинский: стать хирургом — моя детская мечта. Поэтому с тем, что буду сдавать русский, химию и биологию, определилась сразу.
Родители настояли, чтобы я на всякий случай сдавала профильную математику. Я не хотела, но потом смирилась, подготовилась и сдала на 94. Может быть, мне она и не пригодится, но иметь запасной вариант, оказывается, важно, потому что сейчас приходят последние результаты и у многих дилемма: «А куда же?»
У меня есть перечневая олимпиада по химии, которая дает право поступать без вступительных испытаний. Конечно, очень хотелось взять Всероссийскую, но с ней в этом году в нашем регионе вообще было не очень весело, поэтому я даже не стала призером. Это на какой-то период меня сильно подкосило. Но я стала призером перечневых олимпиад, которые дают мне право БВИ, поэтому теперь насчет поступления могу переживать чуть меньше, чем все остальные.
Еще я хотела красный аттестат и медаль — такую цель поставила себе с первого класса, и все у меня получилось.
Совмещать учебу и подготовку к ЕГЭ было не очень сложно. Я люблю учиться, я усидчива, поэтому мне нравилось — если не брать в расчет моральные трудности. Когда что-то давит или не получается, я сильно расстраиваюсь. Особенно сложно было, когда я видела успехи своих знакомых в олимпиадах. Они смогли, почему я не смогла? И вот это «они смогли, а я нет» меня преследовало два года.
У меня были и репетиторы, и онлайн-школы. На репетиторах больше настаивали родители, считая, что онлайн-школа не совсем компетентна, а репетитор все-таки учитывает твои особенности. Но в мою подготовку репетиторы и онлайн-школа вложились почти на равных. Онлайн-школу выбрать сложно, поэтому я искала настоящих людей и при возможности писала им. Летом перед 11-м классом начала добавляться в чаты и смотреть, кто как сдал. Если видела у выпускника хорошие результаты, спрашивала: «А где ты готовился?»
Мне важно, чтобы у меня была система. Я очень люблю химию, могла подолгу ей заниматься, но иногда появлялось ощущение, что я и так все знаю, зачем я буду нарешивать. Но нет! Мне действительно нужно было довести химию до автоматизма, чтобы на экзамен прийти уверенной.
Русский язык мне нравился как предмет в школе. В последние два года я просто доучивала то, что выпало из головы, и запоминала исключения. Но сам экзамен мне не нравился. А если мне что-то не нравится, я буду до последнего откладывать это в долгий ящик. Так и получилось. Русским я занималась редко. Репетитора взяла за месяц до экзамена, потому что в апреле был региональный пробник и я его написала не очень хорошо.
Обычно после школы я быстренько делала домашку и занималась, занималась, смотрела вебинары, решала задания, что-то читала, заучивала. Когда закончилась школа и начались экзамены, появилось гораздо больше свободного времени, по 8-10 часов я просиживала за учебой. Да, это выматывает, нужно запастись в первую очередь моральными силами.
В русском языке самыми сложными для меня были задания, связанные с текстами. Например, определить, в каком значении употреблено слово. Я крайне редко делала эти задания верно, и даже мои школьный педагог и репетитор говорили, что здесь нельзя выучить — можно только почувствовать. А для меня это дико.
Как чувствовать, если должны быть правила?
В математике задания раз на раз не приходятся. Я делала расчетные ошибки, но с этим сталкиваются очень многие. Это невыносимо, когда ты знаешь, как решать, ты правильно шел по алгоритму, но ошибся в расчетах.
В экзамене по биологии есть эвристический тип вопросов, где нужно много рассуждать, много думать, где очень сложно попасть в ключи. Ты вроде все написал, но получил 0. Почему? В задании вопроса нет, а в ключах ответ на этот вопрос есть. Но откуда я должна знать, что нужно объяснить это понятие? И пока ты привыкаешь к формату, тратится много нервов.
Не скажу, что много гуляла в этот год. Ну я и по жизни особо не гуляла, потому что тоже училась, у меня был профессиональный спорт. Конечно, я ходила в кино, на дни рождения, отмечала свой день рождения, приглашала друзей, мы оставались на ночь на дискотеку, все это было. С родителями мы ездили на экскурсии в другие города.
Я не хотела, чтобы меня вырывали из учебы, потому что мне всегда казалось, что какой-то там человек сидит и делает больше, чем я, а я ничего не успеваю.
Надо больше, больше, больше! И в этой погоне за «больше-больше» я иногда не понимала, что закапываюсь.
Родители пытались меня куда-то вытащить, а я им говорила: «Нет, я занимаюсь». Но часто они настаивали, мы куда-то уезжали, уходили, и я с кислым лицом ворчала: «Ну вот, все готовятся, а куда-то еду, теряю время. Почему ж они не понимают?» Но потом я возвращалась с проветренной головой!
Перед первым экзаменом меня трясло, хотя насчет химии я была уверена больше всего. Уже в аудитории стало спокойнее. Когда увидела вариант, я поняла, что знаю оттуда все. Что-то свыше подсказало перерешать еще раз — и в одном задании я нашла у себя ошибку: неправильно прочитала и выбрала другое.
Результаты пришли где-то в полчетвертого утра, и я сразу побежала будить маму. Она меня обняла и продолжила спать, а я до этого не могла заснуть, потому что всем приходят результаты, а мне нет, а потом не могла, потому что получила 100 и у меня было много эмоций. Русский и математика пришли в день экзамена по биологии: 100 баллов по русскому и 94 по математике. Я вскрикнула и опять побежала к маме в пять утра. Мама очень испугалась, она не ожидала, потому что результаты пришли сильно раньше.
По биологии у меня 85. Можно было побольше, но мне попался довольно сложный вариант, поэтому лично я рада и этим баллам. Сейчас, видя свои результаты, я бы чуть больше уделяла времени биологии, а не математике. Просто за математику я очень боялась, а она в этом году оказалась легкая. Не могу сказать, что это было моей ошибкой, но сейчас бы я изменила приоритеты.
Очень хочу поступить в Первый медицинский им. Сеченова. Право БВИ у меня как раз для московского вуза. Слышала от студентов, что многие начинают работать уже где-то курса со второго-третьего в медицинских учреждениях. Мечтаю ассистировать на операциях, потому что хирургия станет моим профилем.
«Математика со мной всю жизнь»
Анна Бессараб, 200 баллов по русскому и математике, Омск:
— Я училась в лучшей школе города — многопрофильном образовательном центре развития одаренности. У меня были очень сильные учителя русского языка и математики на всем пути, последние два года я была в физмате.
В начале 9-го класса выезжала в Москву учиться в школе ЦПМ — могла туда поступить, так как у меня была победа на региональной олимпиаде, но там закрыли общежитие, и я вернулась в Омск. Вообще я много занималась олимпиадами, победила в олимпиаде Физтеха по математике, но решила, что не хочу тратить на них все время.
Математика была мне роднее, поэтому я пошла в физмат и смотрела, что обычно сдают люди, которые выбирают техническую специальность. Физику я знала совсем плохо, а информатика мне понятнее, она более универсальна, поэтому ее я в итоге и сдавала.
Как готовиться, зависит от человека и того, где он учится. Меня готовили на школьных уроках. По русскому моя учительница вела дополнительные занятия раз в неделю-две и в целом потихоньку нас готовила с 10-го класса. Сначала мы прорабатывали тестовую часть, потом, в начале 11-го, разобрали сочинение.
Мне кажется, в русском сработала моя начитанность с начальной школы. Знания сложились в систему, и эта система подкреплялась интересом.
У меня мама работает репетитором по русскому, я иногда слышала, как она ведет онлайн-занятия, и этот нарратив тоже в голове откладывался. То, что я читала книги, любила современную литературу, смотрела, как развивается язык, скомпоновалось и вылилось в 100 баллов. Добавим сюда настрой на самом экзамене и удачный вариант.
Сочинений я писала не так много. Мама просила посмотреть, как я пишу, чтобы успокоиться, и буквально пару раз — учительница. Для меня была важна не натренированность, а именно структура. И здесь помогла моя любовь к математике, к системности.
Математика со мной всю жизнь — олимпиады, математические бои. Формат ЕГЭ мы отрабатывали на уроках уже с 10-го класса параллельно программе. В 11-м начался чистый ЕГЭ, у нас были дополнительные занятия. Если сравнивать с прошлыми годами, в этом году вариант по математике был несложный. Я готовилась к гораздо более сложным вещам.
По информатике я купила курс в онлайн-школе, но я там не занималась. У меня для этого нет самодисциплины. Я взяла его на всякий случай, чтобы, если мне что-то непонятно, не искать в других источниках. В итоге я мало оттуда почерпнула. В основном помогали открытые источники и уроки в школе. Информатика на ЕГЭ шаблонная, многие задания решаются просто программой, которую ты выучиваешь.
Перед экзаменом я открыла демоверсию и по каждому заданию выписала, какие вещи плохо помню. На отдельный листик выписывала свои типичные ошибки — и на этих местах я не попалась, у меня 95 баллов.
Никогда не хотела красный аттестат, но он у меня есть и за 9-й, и за 11-й класс. Меня очень просили в школе, и я постаралась договориться с учителями, что-то доработать, сделать дополнительные задания. Это не заняло много времени, потому что все-таки у меня была хорошая репутация.
У меня не было четкого расписания. Подготовка органично встраивалась в школьную рутину, а я жила обычной жизнью одиннадцатиклассницы: отдыхала, очень много общалась с друзьями — я понимала, что это последний год рядом с ними и с некоторыми все-таки судьба нас разведет. У меня были увлечения, я ходила на квартирники — очень люблю бардовскую песню.
В какой-то момент я очень устала, потому что параллельно работала репетитором по математике. Причем в начале года у меня была одна ученица, а к концу набралось пять человек. Не знаю, почему они меня выбирали. Причем разные классы, с разным уровнем, с разными запросами. Подготовка к ЕГЭ, работа, друзья, отношения — все это я совмещать не смогла и решила максимально убрать работу, чтобы больше времени проводить либо с друзьями, либо просто наедине с собой.
Куда поступать, я долго не знала. Потом поняла, что люблю педагогику и хочу сильное техническое образование, поэтому собираюсь подать документы в МФТИ на прикладную математику и информатику. Не думаю, что потом буду работать учителем. Просто хочется сделать что-то классное для образования в целом.
«Я все просрочила»
Анастасия Помилуйко, 100 баллов по биологии, Оренбург:
— К биологии я начала готовиться с 10-го класса, но решила себя сильно не нагружать. Занималась зимой несколько месяцев в онлайн-школе — проходила общую биологию, которая составляет большую часть экзамена. По химии готовилась с учительницей из школы, она же была моим классным руководителем. Так получилось, что в классе больше никто химию не сдавал, поэтому занятия были практически индивидуальными.
В 11-м классе, начиная с сентября, я занималась биологией весь год в онлайн-школе, а по химии купила трехмесячный курс. В плане организации я не очень хороша. Уроки в онлайн-школах смотрела всегда в записи. Онлайн — это как будто бы очень долго, ты не успеваешь писать, а запись всегда можно поставить на паузу или смотреть на 2x.
У меня не получалось заниматься по расписанию, я занималась так, как мне удобно, по настроению. Это было, наверное, моей самой главной ошибкой.
У меня нет проблем с запоминанием, мне все дается легко. Но из-за того, что не было системности, все происходило слишком хаотично. Я себя перегружала в отдельные дни, потому что надо было нагнать, успеть до дедлайнов сделать домашки (я все просрочила!), из-за этого не спишь ночь, а следующий день идет под откос, потому что ты не выспался.
В обычные дни я тратила на подготовку часа три-четыре: могла посмотреть вебинар и сделать к нему конспект, заполнить какие-то скрипты и порешать домашку. Но мои занятия не были ежедневными. В какие-то дни я больше времени уделяла подготовке, разгребала свои долги.
У нас один 11-й класс — и тот с экономическим уклоном. В день могло быть два обществознания и еще какой-нибудь факультатив. Мне совсем не хотелось тратить время на бесполезное в тот момент обществознание вместо того, чтобы заниматься ЕГЭ. Поэтому я очень много прогуливала школу.
Училась нормально — у меня аттестат без троек. В принципе, я этим довольна. Никогда не хотела красный аттестат, потому что, мне кажется, те баллы, которые за него начисляют, и те усилия, которые ты прикладываешь, никак не соотносятся.
Первая часть по биологии не представляет сложностей. А вот во второй 23–26-е задания — это вообще нечто. Меня раздражает огромное количество пунктов в ответе и их странная формулировка. Иногда в ключах есть ответ на тот вопрос, которого нет в условии задания, и нужно как-то догадаться, но это, конечно, очень сложно. У меня всегда было ощущение, что я знаю достаточно теории, но именно практика заданий второй части меня убивала.
Информация лучше запоминается, если ты много раз ее касаешься. Обязательно нужно повторять — с разной периодичностью.
Допустим, в один день ты проходишь какую-то тему, ты ее повторяешь немножко завтра, читая конспект, который ты писал, и это уже не говоря о темах, которые ты проходишь в начале года — перед экзаменом их тоже нужно повторить.
Получать информацию было удобнее всего из вебинаров, видеороликов. Я попутно ее записывала, делая конспект от руки. Потому что читать книги для подготовки к ЕГЭ для меня было невозможно скучно, и я практически к ним не притрагивалась.
Еще материал хорошо запоминается, когда ты пытаешься кому-то его объяснить. Я так делала сама с собой. Люблю схемы — например, так удобно разбирать энергетический обмен и фотосинтез. Я рисовала на доске фломастерами эти процессы, и получалось наглядно. Или же я просто пыталась пересказать самой себе тему, которую только что прошла.
Экзамены прошли хорошо. У меня 95 баллов по химии, по русскому 81, и это как-то обидно. Но если быть честной, то я и не особо готовилась к русскому языку — просто ходила на дополнительные занятия в школе, писала сочинения, которые нам задавала учительница русского, и все. По биологии вышло 100 баллов, но это тоже было очень неожиданно. Я знала теорию для ЕГЭ, но у меня было не так много практики, я очень ленилась.
Я три года носила брекеты, постоянно ходила к ортодонту, очень много времени уделяла своим зубам — и настолько породнилась с этими людьми, что решила поступить на стоматологический в своем городе.
«Подготовка держалась на энтузиазме»
Богдан Анисимов, 200 баллов по физике и математике, Петрозаводск:
— Лето перед 11-м классом я провел в раздумьях о том, куда поступать и какие предметы сдавать. Было много интересов — как технических, так и гуманитарных, и довольно сложно выбрать, с чем связать жизнь.
В конце концов решил, что больше расположен к математическим дисциплинам. Сыграло роль и то, что я слышал много хорошего о технических вузах в нашей стране, хотя тогда и не особо в них разбирался. Конечно, повлиял и тот факт, что я учился в физмате.
В 10-м классе я был уверен, что красный аттестат не получу — по отдельным предметам за триместры стабильно выходили четверки. Но в итоге смог их вытянуть, благо требования на пятерки были не особо строгие. Вообще, если время и силы направлять на подготовку к экзамену, а не на посещение не особо важных для тебя предметов, пользы явно будет больше. Но я сам не хотел пропускать уроки, поэтому таким методом не пользовался.
В 10-м классе и в начале 11-го я как-то недооценивал ЕГЭ. Думал, что смогу к нему подготовиться, как к ОГЭ, на который потратил мало времени и усилий. Потом, все глубже погружаясь в структуру и разбирая задания, понял, что испытание предстоит серьезное. Но все-таки оставалась уверенность, что можно подготовиться самому. Хотя позже были мысли о репетиторе, я все-таки готовился сам: еще с лета начал потихоньку решать задания, но первая серьезная подготовка началась, когда я решил углубиться в физику.
Несколько месяцев по несколько часов почти каждый день я в основном к физике и готовился: учил теорию и методы решения задач.
Запомнились не совсем понятные на тот момент, но из-за этого интересные темы — волновая оптика и принцип работы конденсатора. Углубляясь в последнюю тему, я понял, что мне нравится радиотехника. Думаю этим заниматься и дальше.
Вообще очень помогла теоретическая и практическая база по математике и физике, накопленная в физмате. Но задания второй части часто требуют более глубокого понимания, чем можно добиться в школе (впрочем, смотря какая школа). В начале года некоторые задания казались вообще близкими к невыполнимым — например, задача с параметрами, — разве что повезет. Но помогла практика, и к концу года я их уверенно решал.
Где-то в декабре я начал готовиться к математике. Пару месяцев спустя решил добавить русский язык, но это не всегда получалось. У меня есть такая особенность: начав готовиться к физике или математике, мне хочется готовиться только к этому предмету. Уж не знаю, насколько это эффективный подход, но сопротивляться ему сложно. Зато у меня не стоял вопрос мотивации: мне всегда было интересно, разве что к русскому языку готовился по необходимости.
Вообще моя подготовка держалась на энтузиазме, поэтому у меня никогда не было четкого расписания. Я мог один день заниматься все свободное время, а на следующий день не заниматься вообще — в зависимости от настроения и обстоятельств. Если составлял какой-нибудь план, почти сразу с него сбивался. Но все-таки старался тратить по несколько часов каждый день, хотя и отдыху отдавал должное. Бывали перегрузы, но в такие моменты я просто заканчивал готовиться и на следующий день возвращался с новыми силами. Обычно такое случалось из-за отдельных сложных задач второй части.
На экзаменах я, конечно, волновался, но вел себя уверенно, хорошо распределял время, чтобы уложиться. На математике сделал несколько глупых ошибок, но все перепроверил и исправил. Выйдя с экзамена, узнал, что потерял один первичный балл (в ЕГЭ по профильной математике можно потерять 2-3 первичных и все равно получить 100 вторичных баллов). Зато мои ответы во всех остальных заданиях сошлись. Поэтому я не сильно удивился, увидев 100, но, конечно, был очень рад. А вот 100 баллов по физике стали неожиданностью — там нет права на ошибку.
«Занимаешься сутками, а пробник пишешь на 80»
Олеся Алексеева, 100 баллов по химии, село Варна Челябинской области:
— С детства я знала, что стану врачом, меня тянуло на педиатрию, поэтому уже на ОГЭ в 9-м классе сдавала химию и биологию.
По химии у меня была очень хорошая учительница, которая рассказывала материал с такими горящими глазами, что я влюбилась в этот предмет. В 10-м классе я понимала, что мне нужно заниматься дополнительно, и выбрала онлайн-школу. С середины года смотрела открытые вебинары по органике, прорешивала задания, а в конце начала разбирать 34-е задание по химии — это самое сложное задание, которое отделяет высокобалльников. И если ты хочешь получить сотку, тебе придется его решить.
Мне нравилась химия, но только не математика. Я пыталась летом с ней разобраться, ничего не получалось, я психовала и бросала. Потом начался сентябрь, пошли эти задачки — я постепенно их разбирала, забывала, опять разбирала, опять забывала. И где-то в марте наконец все поняла и штамповала их очень легко.
По биологии я занималась с нуля в онлайн-школе. По химии я была не нулем, поэтому на нее тратила меньше времени. А всего занималась часов по 6-7 в день, даже ставила таймер, чтобы концентрироваться. На выходных вообще получалось по 10 часов.
Гулять я, к сожалению, ходила очень редко, а если и ходила, то перед этим занималась полдня. Не было такого, что целый день я отдыхала. Это случалось очень редко — и то, когда я выгорала окончательно, например, в ноябре: дожди, темно, слякоть. Ни к химии, ни к биологии я тогда не притрагивалась.
В каникулы я с утра смотрела сериалы, чтобы отдохнуть, садилась заниматься примерно в пять вечера — и до ночи, потом ложилась спать. В будни я приходила из школы, спала или просто отдыхала, а потом садилась за учебу, опять же в пять вечера. Было очень сложно, я буквально засыпала за столом.
Не хотелось учиться, когда учительница давала нам очень сложные варианты. Ты занимаешься сутками, сидишь за учебниками и конспектами, а пробник пишешь на 80. В такие моменты разочаровываешься сам в себе и хочешь все бросить. Но у меня была цель — написать химию на 100. Даже чтобы оправдать не свои ожидания, а ожидания моей любимой учительницы, которая ждала от меня эту сотку.
Наверное, мне следовало больше времени уделять русскому языку, потому что его я почти не трогала. За русский можно спокойно получить 100 баллов, а я, к сожалению, вспомнила о нем только в феврале, потому что невозможно интенсивно готовиться ко всем предметам сразу. По русскому у меня 94, по биологии 81. Хочу поступать в Казанский медицинский университет на педиатрию.
«Больше с августа сериалов я не видела»
Дарья Фалина, 100 баллов по английскому, Чебоксары:
— В начальной школе я английский ненавидела. С самого начала учила его в местном языковом центре: в 6-м классе меня перевели в другой филиал, и я попала к очень хорошему преподавателю. С тех пор у меня стало получаться, и английский я полюбила. В 9-м классе преподавателя снова поменяли, но она тоже была замечательная. В последний год я училась с ней уже вне центра, просто ходила на репетиторство.
Нам создавали благоприятную среду, чтобы мы не боялись говорить. Занимались по оксфордским и кембриджским учебникам, и это не прошло бесследно — в ЕГЭ мне попался текст, где была лексика одного из этих учебников.
Наверное, я должна сказать, что читала много книжек, поэтому знаю много слов. На самом деле ничего подобного! Я не люблю читать, тем более на английском. Мой словарный запас — это то, чему меня научили по учебникам. Там очень большой блок лексики, нас заставляли ее учить. Сама я смотрела фильмы и сериалы на английском, это действительно помогло собрать слова в пассивный словарный запас. Плюс песни. Не буду лукавить, на ЕГЭ мне тоже попадались слова из песен. Ну и, конечно же, мое любопытство. Узнала какое-то слово — обязательно посмотрела перевод.
Училась я в лицее №2 в Чебоксарах. Он один из самых сильных в городе, туда принимают с 9-го класса. У нас был отдельный предмет — разговорный английский. Часто учительница заставляла нас рассуждать на темы, которые выходят за рамки классических.
Чтобы научиться говорить, нужно говорить о том, что тебе интересно.
Тогда тебе и самому хочется порассуждать, даже если ты не знаешь каких-то слов.
Мысль, что я буду сдавать английский, сочится класса с 8-го. Набор предметов менялся каждый год, но насчет английского я была уверена абсолютно. Все это время я думала, что ни за что не буду сдавать историю, она слишком сложная, но вдруг поняла, что без истории никуда. Если ты гуманитарий, история в сочетании с английским — более выигрышный вариант. Все-таки историю сдает меньше человек, да и обществознание как наука меня не очень привлекает. Как бы ни было тяжело, но я решила выучить историю.
По рутине мой год не отличался от предыдущих. Вставала я примерно в 6:20, шла в школу к 8:30. Знаю, что многие одиннадцатиклассники прогуливают, потому что готовятся, но я ходила в школу, даже когда болела. Просто мне там очень нравилось, у меня там друзья. Дома я садилась часов в 16 и занималась до 22 каждый день. По истории у меня была онлайн-школа. По русскому я вообще не знала, как готовиться: сначала ходила в один центр, потом в другой, в итоге с февраля занималась онлайн, и это дало мне 94 балла. В целом я очень много готовилась дома, а отдыхала в школе.
Зимой, на каникулах, я посмотрела один-единственный сериал. Все. Больше с августа сериалов я не видела. Свободного времени не было вообще. Впрочем, как не было и выгорания. Причина — в моих поддерживающих родителях. Они на меня не давили. Еще у меня за год появилось много друзей, мы все сдаем плюс-минус одни и те же предметы, поэтому в одном и том же графике жили весь год. Ну и школа — она самая главная таблетка от выгорания, там каждый день весело.
У нас вся школа заточена под экзамен, половина учителей — эксперты ЕГЭ. И, конечно, они нас готовили. По английскому, например, учительница давала много заданий на аудирование, мы писали эссе, письма.
Перед экзаменом по английскому я не переживала вообще. Уже не знала, что мне сделать, чтобы лучше подготовиться. Но при этом почему-то мне не удалось поспать.
У меня колотилось сердце, к четырем часам утра я все еще не уснула. Выпила кофе, хотя его никогда не пью, и пошла сдавать.
Когда заполняла ответы, у меня не было ощущения, что я чего-то не знаю. Было одно сложное задание на чтение, но оно оказалось сложным для всех, и я его сделала по логике. Я понимала, что в моей работе либо вообще нет ошибок, либо что-то суперковарное, чего я не вижу.
За русский у меня всегда была четверка. Многие моменты я не понимала, очень сильно западала пунктуация, я не знала, как писать сочинение, мне ставили 14-15 баллов, но в онлайн-школе я поднатаскалась, и сочинение вышло на 21 из 21, хотя текст в этом году был сложный — про чудаков (кто писал, тот поймет). Я облажалась на довольно легких заданиях — выбрать верные/неверные утверждения. Теперь жду историю — к ней я готовилась как не в себя.
Я вообще не системный человек. Мне что взбрело в голову, то я и делаю. Беспорядочность мешает готовиться, я бы себе советовала добавить чуть больше дисциплины. Но не уверена, что это можно побороть. Хаотичность — мой стиль жизни.
У меня есть девиз: делай что должно, и будь что будет. Поступать хочу на переводчика-лингвиста. Вузы плюс-минус определила, но пока оставлю в секрете.