Вообще, если говорить о детях и технологиях, я оптимист. Работая в школах, я вижу положительный эффект от пользования цифровыми устройствами каждый день.
Но в то же время я реалист и осознаю, каковы могут быть последствия взросления при постоянной интернет-активности и при доступе к информации, которая специально не фильтруется для детей. Вот почему дети нуждаются во вдумчивом, толковом контроле со стороны родителей и учителей, которые следят не только за тенденциями в цифровом мире, но и за тем, как они влияют на наших детей.
Впрочем, сделать это не просто, особенно когда родителей буквально бомбардируют заголовками об опасности девайсов – причине серьезных проблем с психикой. Статья профессора психологии Джин Твенге «Уничтожат ли смартфоны поколение?» всколыхнула что-то вроде моральной паники среди родителей. Куда бы я ни шла, родители и педагоги спрашивают меня об этой статье и о том, правда ли, что смартфоны подавляют детей.
Рост самоубийств пугает, но надежных исследований нет
Мой ответ… мы не знаем. На сегодняшний день у нас слишком мало доказательств. Хорошо, что этим вопросам уделяется больше внимания и что ведутся исследования. Но те же несколько исследований вертятся снова и снова, как будто так можно найти что-то новое. Легко представить, что каждую неделю выходят десятки исследований, в которых говорится о том, что смартфоны делают наших детей беспокойными и подавленными.
Но в то же время существует много доказательств, что это поколение не «уничтожается смартфонами». Даже Твенге признает, что ее исследования коррелятивны и что у нее нет доказательств, что именно смартфоны вызывают проблемы, а только, что все больше детей имеют смартфоны, и несколько больше детей, чем обычно, впадают в депрессию. Я согласна с ней: рост депрессии и самоубийств вызывает беспокойство.
Также в исследовании подняты следующие вопросы: есть ли другие превалирующие проблемы, вызывающие депрессию и тревогу у детей? Стали ли дети более склонны к самоотчету об этих проблемах, чем раньше?
Дети с депрессией проводят больше времени с телефонами или они впадают в депрессию, потому что проводят много времени с телефонами?
Нужно больше исследований. В будущем они могут быть очень полезны. Но мы также должны сосредоточиться на реальных детях, здесь и сейчас.
Если у вашего ребенка депрессия, рассмотрите все возможные причины, но с помощью квалифицированного терапевта или психолога. Рассмотрите в том числе и влияние технологий. Но вам нужно будет определить, являются ли они корнем проблем или это только фактор, способствующий чему-то более масштабному. С кем общается ваш ребенок в телефоне? Какой контент он просматривает? Просто посмотрев на минуты его экранного времени, вы не узнаете все, что вам нужно.
Если ваш ребенок не проявляет признаков депрессии, но гаджеты влияют на его сон, это другая проблема. Сон во многом определяет физическое и психическое здоровье. Попытайтесь вместе с ребенком уменьшить количество времени с телефоном или даже иногда отключайте его.
Если у вашего ребенка низкая самооценка, проблемы с принятием своего тела или частые и пылкие разборки со сверстниками, то социальные сети и чаты могут усугубить или усилить ситуацию. Крайностью здесь станут запросы о том, как причинить себе вред, или расстройства пищевого поведения. Ребенку трудно осознать проблему самому, ему нужна помощь родителей.
Если вы подозреваете, что у вашего ребенка депрессия, обратитесь к специалисту. Если экранное время, на ваш взгляд, мешает физической активности вашего ребенка или личным контактам с семьей и друзьями, попытайтесь вместе найти баланс.
Общение и творчество – это хорошо
С другой стороны, если ваш ребенок просто много общается в соцсетях, создает видео для YouTube или ведет прямые трансляции в Twitch, воспринимайте это как позитив. Импульс к общению и творчеству – это вполне здоровый импульс. Уважайте его выбор, даже если вы не одобряете такую публичность. Здесь все зависит от возраста и зрелости вашего ребенка, но поговорите с ребенком, чтобы понять его мотивы.
Сначала посмотрите, чем он делится. Это подскажет вам, каковы его цели. Может, он хочет научить других чему-то, например, игре на гитаре? Или, может, это общее хобби, например, рисование комиксов или плетение браслетов?
Затем спросите ребенка, как он определяет успех в социальных медиа. Ребенок, который хочет сделать кулинарное шоу со своими друзьями – это одно, а ребенок, который пытается привлечь столько же подписчиков, сколько один из известных блогеров – совсем другое. Вы почувствуете разницу между здоровым желанием учить или делиться и поверхностным, корыстным мотивом, и сможете направить ребенка.
Девайсы, приложения и игры не являются важной частью развития вашего ребенка. Вам не нужно знать все о каждом приложении. Вам просто нужно знать достаточно, чтобы принимать родительские решения.
3 способа помочь ребенку в цифровом мире
Вот несколько способов помочь ребенку:
– Моделируйте осознанное отношение к девайсам и имейте в виду, что ваше поведение задает тон. Никаких переписок или проверки Instagram, когда вы разговариваете с ребенком. Никаких телефонов за обеденным столом. Это сигналы, которым они будут следовать.
– Устанавливайте четкие границы и придерживайтесь их. Если просмотр новостей перед сном мешал вам заснуть, расскажите, как вы отказались от этого занятия и каковы ваши результаты.
– Научите их использовать технологии для блага – и себя, и других, а не для самолюбования, саморекламы или зацикленности на ком-то.
Говорите об этом со своими детьми, и пусть они принимают участие в разговоре. Они умны и сообразительны, а к тому же могут научить вас чему-то новому.
Хотя я скептически отношусь к переходу от проблемы роста депрессии среди подростков к «смартфонам, разрушающим поколение», я рада развитию Center for Humane Technology. Бывшие сотрудники Facebook и Google создали группу, которая пытается заставить технологии работать на людей, а не наоборот.
Мы должны уметь сопротивляться, когда чувствуем, что приложения манипулируют нами.
Многие родители рассказывают, что их дети стараются быть круглые сутки в приложении Snapchat и очень беспокоятся, если что-то может прервать это общение, даже просят родителей сделать пост за них, если они находятся в лагере.
Не отчаивайтесь. Присмотритесь к своему ребенку. Не зацикливайтесь на громких заголовках, если вы знаете, что проблема вашего ребенка в том, что он боится не поставить лайки всем фотографиям друзей. Это не депрессия и даже не тревожное состояние, но ему все равно нужна помощь для навигации по цифровому миру.
Плохо то, что мы позволяем нашим детям жить в интернете, не поддерживая их. Вдумчивое любопытство и здоровый скептицизм гораздо лучше подходят для воспитания здравых граждан цифрового мира. Следующее поколение не будет «уничтожено» на наших глазах. Мы можем поддержать их, признавая их сильные стороны и помогая им научиться ориентироваться среди некоторых подводных камней.
Перевод Марии Строгановой