«Родители не должны учить своих детей»
Откуда, откуда только этот миф возник в нашем обществе?
- «Учителя не могут учить своих детей» — это слышал каждый преподаватель.
- «Нам важно, чтобы родители не вмешивались» — часто говорят учителя и тренеры (другая крайность: «Мамочка, он у вас плохо таблицу умножения знает»).
- «Надо полностью выключиться из процесса обучения ребенка, его уроки — его ответственность» — модная тема у психологов.
Итак, считается, что есть сфера обучения и знаний, которой целиком владеют учителя, а в сфере отношений и семьи господствуют родители. А также, что образование и обучение — это какой-то мучительный и насильственный процесс, и если родители начнут заниматься с ребенком, то непременно испортят с ним отношения.
Я преподаватель с 20-летним стажем.
Я учу своих детей. Во-первых, английскому, с раннего возраста. Сейчас у них высокий уровень для своего возраста: у 10-летней дочери B2, четырехлетние двойняшки слушают книжки и болтают. Я научила игре в английский уже тысячи семей и знаю, что можно не быть преподавателем (а можно и быть) и легко осваивать иностранный язык с детьми.
Я все время развиваю речь моих детей, играя в речевые игры. Закладываю основы математической грамотности. С папой они много исследуют окружающий мир и проводят первые эксперименты. Мы много читаем вслух и не просто читаем, а обязательно обсуждаем слова, чувства, поступки героев.
Родитель и правда не должен брать на себя функцию школьного учителя. Не должен проходить «от сих до сих». Не должен требовать пересказа параграфа назубок. Не должен требовать от ребенка с первого раза вызубрить слова и написать диктант. Не должен следить, чтобы ребенок сидел по стойке смирно, не шелохнувшись.
Но родители могут сделать кое-что намного более важное.
Мы можем открывать ребенку новый мир в игре. Например, если играть в щекоталочку, но части тела называть на английском, то через пару вечеров с такой пятиминутной игрой ребенок отлично запомнит все части тела. А если надуть цветные шарики и поиграть в них на английском, то цвета запомнятся сами.
Мы можем свернуть горы, общаясь с ребенком содержательно 20–30 минут в день. Если мы найдем время вдумчиво обсудить с ребенком наш и его день, а потом поиграть в речевую игру, то это будет гигантский шаг к яркой, уверенной, не косноязычной речи и умению говорить, проговаривать и слушать другого.
И да, огромное количество детей сегодня с очень бедной речью. Скудным словарным запасом. Им тяжело говорить публично, все это влияет и на академические результаты, и на уверенность в себе.
А сколько всего можно обсудить просто по дороге от дома до школы? Почему лужи замерзли? А почему –2, а вот эти лужи не покрылись льдом? А почему сегодня в –10 кажется холоднее, чем вчера в –15? А почему многослойная одежда лучше согревает? И почему небо светлее в городе, чем за городом? Бесконечные темы для исследования окружающего мира. Умение задавать вопросы и искать вместе на них ответы.
Один из главных секретов мотивации и интереса к учебе — замечать, как в нашей жизни используются те или иные науки. Вот, например, математика. Как мы рассчитаем время самолета в пути? А как расчерчивают футбольное поле? Как определяют траекторию бильярдного мяча? Почему подача Джоковича сильнее, чем у Рублева?
Знаете, только мама и папа хорошо видят, когда ребенок не понял. Учитель (у которого 32 человека в классе) и репетитор (которому не всегда важен результат) не заметят вот этого пустого взгляда и хлопающих ресниц: «Умножить? Разделить? А, точно. Сложить… Да, я так и подумал – надо отнять!»
Сегодня мы не можем выключиться из учебного процесса детей. Во-первых, важно все время держать руку на пульсе. Чтобы не пропустить момент, когда ребенок вдруг не понял какую-то тему и образовался настоящий снежный ком. А вот уже и «не люблю я эту вашу математику». Пропустить этот момент легко, а его результат обнаруживается в полной мере иногда через несколько лет.
Мы не можем выключиться просто потому, что никому наши дети не нужны так, как нам.
Потому что поступить в 5-й класс сильной школы очень трудно без занятий углубленной математикой (хотя бы по учебнику, например, Гейдмана). Потому что школьная программа английского доводит детей до уверенного второго уровня (А2), а для работы и учебы нужен приличный B2 — а это четвертый уровень владения языком и еще несколько лет интенсивных занятий.
Сегодня растут конкуренция, образовательные возможности и вместе с ними — неравенство. Если в наше время тот же английский все знали примерно одинаково, то сейчас трудно конкурировать с выпускниками школ, где все обучение шло на английском.
Конечно же, не надо делать домашние задания за ребенка, сидя рядом и комментируя каждую неровную букву. Но обязательно стоит задавать вопросы, обсуждать, уточнять и разбирать то, что не понято до конца.
Я тоже проходила через это: до 6-го класса со мной делали уроки. Ну как — делали? Я страдальчески мычала бабушке, что не понимаю, как решать задачу, и она рассказывала мне решение. Только после первой в жизни тройки в четверти я так разозлилась на себя, что отстранила всех домашних от своих уроков и начала решать подряд все задания в учебнике математики. Количество победило и дало качество и золотую медаль.
Не надо делать с ребенком уроки, не надо их делать за него, не надо нанимать репетитора, чтобы делать домашку. Но мы можем придумывать, как говорить о знаниях так, чтобы дети не ненавидели процесс обучения, чтобы огонь в глазах горел, чтобы был интерес.
И знаете… Может быть, те, кто придумал «родителям не надо учить своих детей» специально хотели скрыть от нас, сколько ресурса, радости и тепла дает обучение своих детей. Когда ты видишь результат: «Ого, сколько он всего уже у меня знает!»
Видеть результат своего труда — одно из самых больших благословений человека.
В родительстве результат мы видим редко. Как в старой шутке: «Все замечают чистоту пола дома, только когда он не помыт. А когда дома чистый пол — никто не замечает». Ты все вложил в ребенка, а он — кризис третьего года жизни, — катается по полу в магазине в истерике, и все так осуждающе на вас смотрят. И ты чувствуешь, что столько вложено, а результат-то где? Именно обучение своих детей дает много радости.
Открывать мир вместе с ребенком.
Вместе радоваться новым открытиям.
Вместе задавать вопросы.
Вместе разбирать мультики и песни на английском.
Вместе проверять прямые углы на футбольном поле.
Все это великое счастье, которого не надо себя лишать. И не надо верить тем, кто призывает полностью устраниться из этого удивительного и прекрасного процесса — открытия и узнавания.
Фото: Мария Струтинская