Виктория Борзенкова — мастер спорта международного класса по фигурному катанию, спортивный психолог, научный сотрудник лаборатории спортивной психологии Московского института психоанализа под руководством К. А. Бочавера.
Педагогика или дрессировка?
— В интернете разошлось видео с папой, который отчитывает дочь за набранные после каникул 1,5 килограмма. Что не так с роликом?
— За свою спортивную и тренерскую жизнь я вдоволь насмотрелась подобного, поэтому не сильно была удивлена. Я сама сталкивалась с авторитарным воздействием тренера. И это именно то, с чем, как тренер и психолог, я борюсь.
Есть разные способы получить результат. Я — за гуманность и экологичность. Для меня спортивное воспитание — это педагогика. Тренер же не только тренер, он наставник, который закладывает определенную философию восприятия, реакции, поведения ребенка сейчас и в будущем.
Когда в последние годы спортивной карьеры я попала к Тамаре Николаевне Москвиной, то увидела подход, когда к результату идешь через внутренний мотив, а не внешний стимул. Раньше я сталкивалась с несистемным подходом, основанным на страхе и попытке поймать результат «на слабо».
Есть треугольник: родитель — тренер — спортсмен. Родитель должен сохранять свою социальную и поддерживающую функцию любящего взрослого, но никак не тренера или соревнующегося вместо ребенка родителя.
— Когда ребенка отчитывают, что он чувствует? Это нормальная строгость или уже насилие?
— Дрессировка и педагогика не имеют ничего общего. Маленький ребенок, видя агрессивного взрослого, пугается. Это естественно. Какой у ребенка выбор? У него выбора нет! Зато есть угроза жизни. Страх, который испытывает ребенок, видя разъяренного взрослого — угрожающее жизни состояние. Состояние длительного угрожающего воздействия истощает и демотивирует. Мотивация успеха, с которой ребенок должен быть в спорте, уничтожается.
До пубертата мы формируем и подготавливаем личность для большого спорта. Он не начинается в 8 лет. До 10 лет спорт должен быть для здоровья ребенка.
В физиологии существуют понятия «эустресс» — полезный стресс, и «дистресс» — разрушающий стресс, который является следствием хронизации стресса. Он влечет не самые приятные последствия для здоровья.
На бешеном стрессе долго не протянешь. Когда мы вырабатываем детский ресурс, ломая агрессивными способами воздействия, не уверена, что долгосрочная перспектива спортивного развития у такого ребенка возможна.
Такие спортсмены, как правило, проживают в спорте жизнь яркую, но недолгую.
— Мнения родителей маленьких фигуристов разделились: кто-то считает, это кошмар и так нельзя. Многие оправдывают — без строгого отношения невозможен профессиональный спорт. Как вы это прокомментируете?
— Увы, для многих агрессия в спорте — норма. Многие родители сами воспитывались в директивных стратегиях. Некоторые спортсмены, став тренерами, неосознанно продолжают отыгрываться на своих подопечных. Повторюсь, это ничего не имеет общего с педагогикой и грамотным спортивным развитием.
Когда я пришла к великому тренеру Тамаре Николаевне Москвиной, которая воспитала пять олимпийских чемпионов, я увидела разницу. Добиться результата можно иной ценой, чем насилие над физическим и психическим здоровьем детей. Мы идем к цели в дисциплине и определенной жесткости. Да, мы двигаемся в зоне стресса. Стресс — это всегда зона развития. Избежать стресса и нагрузок не получится. Но то, что одобряют некоторые родители — не вопрос нагрузок. Это проблема издевательского отношения и сильной нелюбви к ребенку.
Сильный человек, умный педагог, опытный тренер так не поступит. Мы же понимаем, что силы ребенка и взрослого неравны. Борьба за «кто у нас главный» обречена на победу взрослого и поражение ребенка.
Растить чемпиона должен тренер, а не родители
— Родитель может сам тренировать ребенка? Например, если он сам в прошлом занимался спортом.
— Есть важный принцип: тренирует тренер, воспитывает родитель. На собственном опыте скажу, невозможно одновременно быть жестким тренером и любящей мамой. Лучше оставаться в роли родителя, а строгим пусть будет посторонний человек — тренер. В противном случае это будет влиять на качество детско-родительских отношений.
Есть педагоги, тренеры, психологи, которые замечательно справляются с функцией воспитания чемпиона. Задача родителя — внимательно смотреть, кому отдавать в руки своего ребенка, какие методы использует этот специалист.
— Можно ли остановить родителя, который ведет себя агрессивно по отношению к ребенку, тренируя его?
— В системе нашего спорта пока нет контроля. Каждый сам себе хозяин и позволяет себе творить порой безобразные вещи.
В Америке, например, все жестко нормировано и контролируется. Там даже голос повысить на ребенка нельзя, не то что применить силу. Это грозит судом педагогу, тренеру, родителю. Есть определенная дисциплина. Обучение возможно исключительно в рамках этических и гуманных способов воздействия.
— Чем должен заниматься родитель, если он растит чемпиона? Какие у него задачи?
— Роль родителя — поддерживающая. Растит чемпиона не родитель, а тренер. Он компетентен, опытен и знает, как это делать. Впрочем, не все тренеры таковы. Многие не просто жесткие, а жестокие.
Роль родителя — оставаться любящим взрослым. Тем, кто декомпенсирует ситуацию, если тренер строг сверх меры.
Когда ребенок не видит поддержки, когда его эмоционально нагружают, уничижают, обесценивают бесконечной критикой, это его демотивирует. В таких условиях невозможно вырастить самодостаточную и сильную личность, тем более чемпиона.
Родитель — тот, кто создает условия для тренировок: логистику, дисциплину с точки зрения питания и графика. Кстати, если родитель сам недисциплинированный, ему сложно сопровождать ребенка в соблюдении правил. В остальном ему следует доверять специалистам, которые имеют образование, знания и опыт в достижении спортивных результатов.
— По логике тренеру вести себя жестко можно?
— Нет. Если взрослый, пусть и с регалиями, человек начинает кричать и оскорблять ребенка, он автоматически расписывается в собственной некомпетентности. Нужно уметь замотивировать, не повышая голоса. Добиваться подчинения силовым приемом и страхом не делает взрослому чести. А вот добиться того, чтобы ребенок бежал на тренировку, добровольно брал на себя нагрузку, а значит, ответственность за результат — это высший пилотаж.
Тренер должен мотивировать и помогать спортсмену собственным примером. Это такое же авторитетное лицо, как и родитель. Через подражание ребенок учится справляться со сложностями.
Почему запреты не работают
— Без дисциплины и жесткости в восемь лет к шестнадцати не выступишь на чемпионате мира?
— Жесткость должна быть, но не в форме насилия, а в форме дисциплины. Ее ребенку важно привить и развить примером и обозначенными дисциплинарными границами. Если в очерченных рамках ребенку дается свобода, он растет зрелым и осознанным. Люди идут к успеху из внутренних мотивов. Когда же втискивают в рамки жестокости, человек живет в страхе и стимуляции самобичевания.
Детей нужно не заставлять, их важно направлять и обучать. На позитивном подкреплении они делают больше, чем когда им страшно. В спорте, да и в жизни, есть градация между понятиями дисциплины, жесткости и жестокости. Это не значит, что тренер «пляшет с маракасами» и потакает спортсмену. Вопрос в авторитете. Иногда тренер просто посмотрит в твою сторону и ты все понял. Тебе не надо объяснять, ты уважаешь тренера. А ведь уважение нельзя попросить, его можно только заслужить. Заслужить в ответ на уважение, которое ты демонстрируешь спортсмену сам.
Когда ты реальный педагог, ты мотивируешь. Помню, однажды подошла ко мне мама и сказала: «Девочки плачут на тренировках, а утром, сползая с кровати, бегут к вам». Я слышала и понимала, что мне есть за что себя похвалить. Мои дети не просто хотели стать чемпионами, им был интересен процесс саморазвития, они понимали, ради чего терпят боль в мышцах, а без этого невозможно. Что это единственный способ расширить диапазон их двигательных и психологических возможностей. Они тренировались осознанно. Я их уважала, и они отвечали взаимностью, бежали учиться.
— Ребенок за праздники набрал лишний вес. Насколько это критично для фигуриста в детском возрасте? Как правильно поступать родителям?
— Только нездоровый человек, наблюдая, как взрослеет ребенок, не позволит ему набирать вес. Это нормально — расти. Будучи тренером, я запрещала родителям девочек до пубертата употреблять слово «диета». Диета — прямая дорога к булимии и анорексии. Есть прекрасный термин — правильные вкусовые предпочтения. Если в доме не держать вредных продуктов и не позволять их себе, то и ребенок не будет их употреблять.
Любому ребенку сложно устоять перед соблазнами. Взрослый понимает причинно-следственные связи и перспективу, тем более, чем обернется лишний пирожок. Ребенок — нет. Он видит и хочет. Морально-волевые функции у детей слабо развиты.
Запреты, как и стимуляция тренировочного процесса, вместо мотивации, ровным счетом ничего не решают. Когда я смотрю на фигуристку — она делает, я отвернулась — она перестала. Мотивация у ребенка должна быть внутренней!
С питанием работаешь ровно так. Запрещая, создаешь напряжение. Тогда неизбежно будешь искать способ его снять через удовольствие. Когда я с собой договариваюсь, когда есть внутренняя мотивация не делать что-либо, только тогда формируется правильное вкусовое предпочтение. Я не ем не потому, что мне запретили, а потому что в перспективе это повлияет на мой результат. Это мой выбор, мое решение.
Не с первого раза, но дети принимают эти правила. Как минимум, они сами работают с этой проблемой, а не ждут контроля взрослых.
— Какой должна быть критика ребенка? За что критиковать можно, за что нельзя? Нужно ли разбирать с пристрастием каждое упражнение, тренировку и неудачу на соревновании?
— Мозг тяжело воспринимает критику. Это доказанный факт. Постоянная критика и отсутствие похвалы ведут ребенка к демотивации. Есть важный принцип в психологии: на каждую критику — три похвалы. Это работает с детьми идеально.
Критиковать нужно, потому что в этом заложен процесс совершенствования. Тренер даже в идеальном исполнении будет видеть ошибки и то, что нужно усовершенствовать. Другое дело, что критика, во-первых, не должна касаться личности. Мы критикуем действие или поведение, но не личность. Это адекватно воспринимается мозгом. Во-вторых, критика должна быть объективная, конструктивная и обоснованная. Это полезно.
Если мы клеймим ребенка — кривой, косой, бестолковый — мы формируем в нем интроект. Ребенок начинает жить с этой установкой, воспринимая себя таковым через мнение авторитетного лица. Самооценка и уверенность в себе в данном случае будет низкая.
Сто раз назвали «соплей». Механизмы защиты у ребенка не отстроены. Он начинает жить с пониманием себя как «сопли», раз так говорят близкие и значимые люди. И соответствовать этому образу. Парадокс в том, что когда ребенок не выигрывает соревнования, он все равно слышит: «Эй, давай чемпионом будь!» Хотите чемпиона, так закладывайте с детства ощущение чемпионства, самоценность личности. Только из этого состояния есть шанс стать победителем!
Сила тренера в том, чтобы слабому помочь быть сильным! Это возможно через общение, поддержку, объективную критику с адекватной похвалой. На положительном подкреплении и с большим желанием дети бегут исправлять то, что пока не получилось. С этим потом они выходят и в другие сферы жизни.
— Как должна быть выстроена жизнь чемпиона? Люфт между тренировками «два льда и два зала в сутки» и радостями возможен?
— Спорт требует больших вложений и лишений. Это правда. Но даже в этих рамках у ребенка должно быть пространство для психологической разгрузки, связанное с его увлечениями.
Другой вопрос, что идти нужно от простого к сложному, не превышать допустимые объемы нагрузки. В спортивной карьере нормы выше, чем у обычного ребенка — любителя. Но я не перестану повторять родителям: работать надо не 24 на 7. Работать надо с головой! Бедные дети живут на льду, а результат нулевой. Почему? Потому что нет осознанной работы, есть только родительские амбиции. Ребенок не важен, его не спрашивают, кем он хочет быть. Даже если в восемь лет он говорит о чемпионстве, поверьте, он не понимает, что это значит.
Ребенок должен получать в восемь лет удовольствие от тренировок, а еще физические и ментальные навыки, которые способен давать спорт. Пока ребенок растет, развивается, спорт должен быть для его здоровья.
И только пройдя серьезный кризис — пубертат — есть шанс остаться в спорте надолго. Но только в том случае, если мы не выработали ресурс ребенка досрочно. Когда он не то что не хочет, а не может, потому что хотеть ему больше нечем. Демотивация — это когда ребенок после тренировки выбрасывает коньки в помойное ведро! Какой может быть чемпион из того, кто доведен до края?
Повторюсь, работать надо не 24 часа, а с головой. Это касается как детей, так и родителей.