Рок, скаутинг, уличная миссия
Наш предыдущий материал о миссионерстве вызвал дискуссию. 6 мая на Крутицком Патриаршем подворье в Москве прошел очередной Георгиевский парад скаутов. Православные миссионеры считают скаутинг одним из перспективных направлений миссии. О том, какие приемы есть в арсенале миссионеров, участники парада рассказали корреспонденту «НС» диакону Федору Котрелеву.
Православная миссия по сравнению с протестантской и католической, не говоря уже о сектантах, часто выглядит бледной, робкой и пассивной, считают сами миссионеры. Многому нашим миссионерам еще необходимо учиться – у тех же протестантов. По словам настоятеля московской церкви св. ап. Фомы иерея Даниила СЫСОЕВА, «проблема в том, что у нас очень слабая внутренняя мотивация нести людям слово Божье – во всяком случае, она гораздо слабее, чем у протестантских и даже католических проповедников, и этому мы у них должны поучиться. Так же как и миссионерской смелости: миссионер не должен оглядываться на власти, ждать каких-то разрешений. Почему-то протестанты собирают свои общины и в Саудовской Аравии, и в Китае! А у нас этого очень мало».
Настоятель московских церквей Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище и прп. Сергия Радонежского игумен СЕРГИЙ (Рыбко) говорит, что «у нас сейчас утрачен сам дух миссионерства. Еще древние пророки упрекали пастырей что они пасут самих себя. А сейчас миссионерствуют лишь очень немногие батюшки, и то, в основном молодые. А как станет такой миссионер чуть постарше, миссионерский огонь из него уходит, и он все больше думает, как бы чего не вышло. Часто миссионерство не поощряется архиереями: я знаю несколько случаев, когда молодые пастыри пытаются что-то сделать, а владыки вмешиваются, да и отсылают их на такие глухие приходы, где и семью не прокормишь. Не на пользу миссии и то, что многие представители нашего священства – люди еще брежневского воспитания, и они не могут принять новых реалий».
Клирик Патриаршего Крутицкого подворья, сотрудник Синодального отдела по работе с молодежью иером. ДИМИТРИЙ (Першин) полагает, что нашими миссионерам «не хватает умения организовать интересную дискуссию – то, что очень хорошо умеют делать протестанты и католики. Очень важен для миссионера и уровень образования, а у нас он остается довольно низким, причем, как у мирян, так и у духовенства. А откуда ему взяться, если у нас святоотеческая литература выходит мизерными тиражами? Недавно вышло новое издание Златоуста – три тысячи экземпляров – это же мизер! А еще одной ошибкой наших миссионеров является подмена миссии, ведущей к Богу, миссией, ведущей к государственности или идеологии. Часто православие представляется как идеологический ресурс, например, средство возрождения империи, а это совершенно неправильно! Примером такой подмены может служить известная книга «Проект Россия».
И все-таки, православная миссия живет и развивается. Какими же приемами пользуются современные миссионеры? Игумен Сергий (Рыбко) рассказал, что самым удачным своим миссионерским проектом считает создание при храме в Бибирево культурного центра для неформальной молодежи. «Туда ходит до тысячи молодых людей, причем, не только неформалов, есть и самые обычные ребята. В центре постоянно репетируют около десяти рок-групп. Сначала я боялся, что люди старшего поколения нас не поймут. Ничего подобного: они первые пришли благодарить. Говорят: “Cпасибо, батюшка, раньше я не знала, где мой Пашка шляется до утра, а теперь знаю, что он у вас в храме на гитаре играет”. Я предоставил им небольшое помещение, метров 20-25, хотел купить инструменты, но они сказали: мы не хотим обременять храм, сами купим». По словам отца Сергия, ребята не предоставлены сами себе: «С ними занимается мой старый друг еще по хипповской системе, который закончил в свое время семинарию, но потом, правда, опять ушел в хиппи. Я ему плачу небольшую зарплату, около двух тысяч в месяц. Да и сам я иногда захожу в клуб по вечерам: на чай. Во время таких чаепитий мы беседуем, и я вижу, что многие из ребят стали ближе к Церкви. Сначала меняются тексты песен: вместо бесконечного i love you появляются песни о жизненных проблемах, богоискательстве. Потом и в храм потихонечку идут». Дисциплина в культурном центре тоже миссионерская: курить не возбраняется. «Пусть курят, что же с ними поделаешь, — говорит отец Сергий. – А вот с выпивкой так: о крепких напитках и, тем более, о наркотиках речи и не возникало, но пиво я разрешил. А ребята сами сказали: мы сюда не пиво приходим пить, а работать, заниматься. Пиво мы и дома попьем, а здесь все-таки храм».
Иеромонах Димитрий (Першин) считает одной из самых перспективных миссионерских методик скаутское движение. «Ведь с одной стороны, это очень массовое явление – сегодня в мире скаутов около 30 миллионов – а с другой стороны, скаутинг предполагает веру в Бога, и кто сумеет повести за собой скаутов, тот и приведет их к свое вере. Будет это протестант – приведет в протестантизм, будет православный – в православие. В этом году мы отметили 100-летие скаутского движения. В новой России скаутинг развивается с 1991 года, и за это время русская Церковь сумела воцерковить скаутские методики, что-то поменять в них, что-то добавить. Сейчас мы имеем пять воцерковленных скаутских организаций в России. Самая активная из них – Следопыты. Еще есть хотя и светская, но ориентированная на Православие организация – «Юные разведчики». Есть также очень активные священники, работающие со скаутскими методиками: это прот. Сергий Шастин, настоятель Крутицкого подворья в Москве и председатель братства следопытов, глава новороссийского отделения Следопытов свщ. Алексий Сидоренко, в Кемерово свщ. Сергий Семиков, в Липецке свщ. Геннадий Комков и еще пара десятков человек. Но, конечно, учитывая, что в России 30 тыс. священнослужителей, это очень мало. Правда, многие батюшки занимаются скаутингом на своих приходах, в рамках воскресных школ, и это очень радует».
По мнению свщ. Даниила Сысоева в городских условиях очень перспективна уличная миссия. Он рассказал, как организовано уличное миссионерство в его приходе. «Каждую неделю группа из двух наших миссионеров отправляется на окрестные улицы. У каждого миссионера обязательно на груди висит бейджик с указанием, что он представитель Русской Православной Церкви и с иконкой. Это необходимо для того, чтобы миссионера не приняли за сектанта. Мы подходим к людям и спрашиваем: крещеный человек или нет, если крещеный, давно ли исповедовался и причащался. Если некрещеный, предлагаем поговорить о Боге, прийти в храм, узнать больше. Кстати, очень много людей говорят, что они и крещеные, и в церковь ходят, но не знают, что такое исповедь и причастие. Еще у наших миссионеров обязательно с собой две листовки: “Как подготовиться к исповеди и причастию” – для крещеных и “Вечный Бог зовет к Себе” – для некрещеных. В результате таких встреч завязывается беседа, знакомство». Но самое главное, по словам отца Даниила, начинается дальше. «Вот человек заинтересовался. Хорошо. Но дальше встает вопрос: куда пойти, где узнать больше? И если человеку уже при первой встрече не указать, где его ждут и где его примут, можно считать, что миссия провалилась. Так было в позапрошлом году, когда семинаристы раздавали Евангелие, а потом люди спрашивали: что дальше, куда идти? Поэтому необходимы так называемые миссионерские приходы, то есть такие приходы, где готовы к приходу ничего не знающих людей со стороны. Я попытался создать такой приход в наем храме ап. Фомы на Кантемировской. И наши миссионеры обязательно раздают приглашение с указанием, куда приходить».
Миссионеры выделяют две основные ступени миссии: привлечение внимания и личное общение. «Задача миссионера – создавать информационные поводы, создавать интерес к своей вере, интерес к Богу», — считает иером. Димитрий (Першин). «Самыми успешными миссионерами были древние пророки. Они ходили голыми, ели кал, женились на блудницах – и все для того, чтобы достучаться до людей», — говорит иг. Сергий (Рыбко). «Шумные акции – это только предшественники миссии, — уверен свщ. Даниил Сысоев. – Сама миссия начинается позже, когда люди начинают задумываться, и когда им в форме, например, кружков по изучению Православия дают ответы на вопросы. Самым успешным православным миссионером современности я считаю отца Даниила Боинторо из Индонезии, — говорит свщ. Даниил Сысоев. — Он был мусульманином, но Господь явился ему во время чтения Корана и велел идти за собой. В условиях страшных гонений на Христианство он за 20 лет деятельности организовал в Индонезии 17 приходов. А начинал он просто с создания групп по изучению Священного Писания, со встреч и бесед. Вообще, я считаю, что общение от сердца к сердцу – это и есть самая успешная миссионерская технология».