Социологическая служба «Среда» задалась целью выявить частоту упоминания определенных слов в патриарших проповедях. В ходе исследования (см.ниже Описание методологии исследования) были проанализированы проповеди патриархов Московских и всея Руси Алексия II (за 2005-2008 гг.) и Кирилла (за 2009-2011 гг.) общим объемом более полутора миллионов печатных знаков.

Результаты исследования комментирует кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Роман Лункин:

Роман Лункин

Роман Лункин

Проповеди главы Церкви интересуют людей, прежде всего, тем, как с нравственной, а именно с христианской точки зрения, оцениваются разного рода события или ситуация в экономике, культуре, в СМИ, в моральном облике общества, семьи, гражданина. Несмотря на то, что общество наше достаточно секуляризовано и, возможно, мало знает о православии как каждодневной церковной жизни, люди хотят слышать именно христианское слово. Причем, это не обязательно что-то положительное или только хорошее, это также то, что может быть обидно для чиновников, общества, интеллигенции.

Нынешняя российская публика готова услышать даже критику в свой адрес, если она будет живым словом, но она также требует от Церкви и ее руководства внимания к нуждам обездоленных, нищих, престарелых, бездомных детей и умеренной, но хотя бы какой-то критики бюрократии. Общество хочет и будет с удовольствием слышать то, что Патриарх назвал «Божьей правдой», которая выше всех человеческих правд. Наряду с этим, очевидно, что слова «традиция», «Родина», «культура» в связи с православием никогда не уйдут из лексикона российских патриархов.

Акценты в проповедях Патриарха Кирилла по сравнению с проповедями патриарха Алексия II сместились с рассуждений о традиции к современной интерпретации событий. Патриарх Кирилл старается каждую проповедь сделать актуальной, превратить в притчу, которая прозвучит как откровение именно для сегодняшнего дня. У Патриарха Алексия Второго такого рвения в проповедях не было, поскольку для него было важно преподать православие и Церковь как вечный незыблемый для нашей страны институт.

Можно сказать, что для Алексия II главным были традиция и культура, а вот для Кирилла – понимание и интерпретация того, что такое традиция, культура, Отечество, Церковь и служение им. Именно поэтому, если обращать внимание только на слова, то кажется, что радикальной разницы нет. Однако она есть. Эта разница в том, как говорить о традиции и об истории, и маловероятно, что удастся замерить точно, как Патриарх Кирилл делает разговор об истории актуальным. Это можно сделать только, услышав патриарха, прочитав его проповеди и выступления. Единственное, что четко отмечено в исследовании службы «Среда», это то, что Кирилл говорит о ценностях на порядок больше. И это то, что резко отличает двух патриархов: от сохранения традиции и истории Святейший Кирилл перешел к вопросу о том, что же люди ценят на самом деле, и задал им этот вопрос в лоб. Мы знаем, что ответы на этот вопрос есть самые разные.

Что касается тезиса о том, что Патриарх Кирилл говорит свои проповеди более современным языком, нежели это делал патриарх Алексий II, то прежде всего, очевидно, что от выступлений Патриарха не ждут никакого «современного языка» и не разочаровываются, если такого языка не находят в проповеди. Язык проповедей Патриарха, безусловно, современный, в том смысле, что предстоятель больше обращается к примерам из жизни, а также больше употребляет слов, которые считаются обыденным лексиконом современного менеджера или политика. На встречах со студентами Патриарх показал, что может быть для них интересным лектором, рассказывая им примеры из собственной жизни, что также является «современным».

Вместе с тем, если оценивать в целом «современность» выступлений Патриарха, то очевидно, что она складывается из двух составляющих. Первое, это его манера говорить, более живо, с улыбкой, проницательным иногда прищуренным хитрым взглядом, тембром голоса, не говоря о таланте проповедника у Патриарха, что очень сильно воздействует на аудиторию. Второе, отдельные выступления и проповеди, в которых вскользь или прямо говорится о геополитике, экономическом кризисе, абортах, наркомании, нищете в обществе, социальной несправедливости и т.д. Эти темы выходят для общества на первый план, и, даже если патриарх не будет их озвучивать, от Церкви будут требовать социальной тематики и более того попрекать ею, когда ее представители будут говорить о величии православия и необходимости возврата имущества или выплаты денег.

Читайте также:

Исследование службы «Среда» — Слово и слова: сравнительный контент-анализ проповедей Патриархов Алексия II и Кирилла

Прот. Владимир Вигилянский: Проблема текста и контекста

Кирилл Мозгов: В словах Патриарха Кирилла звучит тема развития миссии и устроения катехизации

Елена Жосул: При анализе подобных исследований надо отказаться от слишком спрямленных и ложных по своей сути выводов

Александр Морозов: В своем ядре русская церковная жизнь остается неповрежденной, всегда молитвенной и ориентированной на спасение

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.