Почти половина россиян, 45%, — считают, что для них как для избирателей политик, исповедующий православие – хорошо. Чаще так говорят православные, принадлежащие к Русской Православной Церкви (62%), граждане, занятые в области науки и образования (57%) и неработающие пенсионеры (54%).
Для 41% респондентов не имеет значения причастность политика к православию. Среди считающих так – несколько чаще встречаются служащие в военных и силовых структурах (60%).
Для 5% от числа опрошенных: политик, являющийся православным – плохо. Чаще так думают предприниматели и руководители (10%), безработные (8%), жители Дальневосточного (13%) и Приволжского ФО (8%).
Таковы результаты опроса службы «Среда». Их комментирует Роман Лункин, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН:
Словосочетание «православный политик» является скорее символом и своего рода ярлыком, а совсем не содержательным понятием в сознании большинства российских граждан. Респондентов, как больше поддерживающих православных политиков, так и поддерживающих их в меньшей степени, скорее вообще не интересует смысл этого понятия. То есть их не интересует, что же делают избранные или назначенные депутатами или чиновниками люди именно как «православные». Может быть, они становятся честнее? Или меньше берут взяток? Или же от них потребуют, чтобы они ходили в церковь каждое воскресенье и чтобы у них был свой духовник? Отнюдь нет, этого никто и никогда не требовал от политиков. К примеру, появление фигуры духовника Путина — Тихона Шевкунова — в общественном пространстве стало по большей части фактом светской жизни, но не духовной, и скорее больше разного рода возможностей и влияния появилось у человека, который считается духовником Путина, а не наоборот. В общем-то и стояния со свечками и борьбы с сектами общественность не требует от политиков, — они вынуждены выдумывать это сами.
Помимо этого, интересно, что категория «православный политик» фактически неотличима от обычного понятия «политик» в массовом сознании. Безусловно, в исламских регионах или в буддистских политики могут быть другого «традиционного» вероисповедания. Однако в условно «русских» и «православных» регионах политик априори воспринимается как «православный», а если он поддерживает «традиционные религии», то политик воспринимается как «православный» и выглядит как «православный», а значит он и есть… «православный».
Толерантность к вероисповеданию политика в «православных» регионах фактически нулевая (хотя, конечно, возможны изменения в зависимости от региона — есть большая разница между ортодоксальным Белгородом и Калининградом, где политик скорее может стать депутатом на критике притязаний патриархии на имущество и идеологию края). Никто не задавался вопросом — а будете ли Вы голосовать за политика-католика, старообрядца, баптиста или не дай Бог харизмата или Свидетеля Иеговы. Это даже в голову никому не приходит.
Пожилые люди, естественно, поддерживают православных политиков, так как они за сохранение традиций, но все остальные скорее голосуют за их присутствие как за данность. А против них, потому что институту политиков они доверяют в целом чрезвычайно мало.
Придет пора, и более существенным будет вопрос — кого Вы больше поддерживаете — православного политика, который строит храмы и выделяет Церкви деньги, или православного политика, который поддерживает только социальные проекты РПЦ и дистанцируется от иерархии? И предпочли бы Вы политика-католика или старообрядца, который дает свободно действовать всем, но уважает православие?
Но эти вопросы уже для избирателя после 2012 года, который будет явно больше «понимать жизнь».
Читайте также:
Нужны ли православные в политике? — опрос службы «Среда»