«Россия делает сама» – экспозицию с таким названием открыл Политехнический музей на ВВЦ, в павильоне № 26.
Ее разделили на семь тематических блоков – «Радио», «Плазма», «Энергия ядра», «Иллюзии», «Аналоги природы», «Новый антропогенез», «За пределами земли». По замыслу организаторов, выставка должна вобрать в себя все самое лучшее, что было, есть и будет в отечественной науке.
Первая советская атомная бомба РДС-1, ракетоплан Циолковского, радио Попова и… голова аватара – уникальные исторические экспонаты Политеха соседствуют с современными технологиями.
Музей сделал ставку на интерактивность. Многое можно потрогать руками, привести в действие, а если непонятно, как это сделать – получить консультацию у виртуальных гидов.
На выставке побывал корреспондент «Правмира».
Бомба
РДС-1 – первая советская атомная бомба. Если даже вы никогда не видели атомных бомб, то, увидев ее, не ошибетесь – это именно она. С хвостом, округлыми боками, величиной в человеческий рост. Макет РДС-1 занимает центральное место блока «Энергия плазмы и энергия ядра».
Секретное название «РДС» расшифровывали как «Реактивный двигатель Сталина». Хотя ряд источников дает другую трактовку: «РДС» – это и есть «Россия делает сама», ответ американцам на их атомный проект. Первое успешное испытание РДС провели 29 августа 1949 года.
Министр культуры Владимир Мединский на открытии выставки остановился у макета бомбы и сказал: «Этот экспонат должен напомнить всем нам, что Россия действительно многое может делать сама. Как разоренная, еще не оправившаяся после войны, она сделала эту бомбу всего за два года и восемь месяцев с момента принятия решения и до первых испытаний».
Вместе с макетом бомбы организаторы экспозиции постарались показать зрителю, что значит «атомный взрыв». С помощью вибропола и подсветки можно почувствовать, как трясется земля, и растет атомный гриб. Впрочем, запускать эту инсталляцию обещают только перед группами зрителей.
Ракета
У интерактивной модели старта ракеты «Союз» толпятся дети. Суть модели такова: вы нажимаете кнопку на пульте, и металлический голос приказывает вам готовиться к полету. Нужно взять части ракеты, изготовленные из мягкого материала, и прикрепить на вертикальный интерактивный экран.
Ракета начинает взлет: на экране видно, как разгорается огонь и меняется цвет неба. Затем начинается самое интересное: у ракеты отделяются ступени. Мягкие части ракеты поочередно отваливаются от экрана и падают на пол под радостные детские крики.
В этом же зале – ракетоплан Циолковского, ставший прообразом будущих «Союзов», макет космического корабля «Восток», в котором вышел на орбиту Юрий Гагарин, костюмы космонавтов.
На одном из стендов – гидропонная система: в водной среде растут самые настоящие растения. «Так молодые ученые видят себе освоение других планет. Многое, по их мнению, будет решать самообеспечение», – объясняет сопровождающий нас гид.
За стеклом – макеты «инопланетных» поселений и лунных станций. Еще не реальность, но уже и не совсем научная фантастика.
Аватар
Человеческая голова поворачивается вслед проходящим и моргает. Рядом с головой – микрофон. В него можно сказать: «Здравствуйте». И тогда голова ответит: «Здравствуйте! Меня зовут Алиса».
Алиса – прототип будущего аватара. Ей можно задавать вопросы, и она будет отвечать. Впрочем, на большинство из вопросов ответ Алисы пока стандартный: «Еще раз, пожалуйста, вас плохо слышно». Производство аватаров – это то, что только пока осваивает современная наука.
Алиса – часть блока «Новый антропогенез», который посвящен возможностям регенеративной медицины и технологиям продления жизни. Рядом с Алисой – макеты биоуправляемой руки и экзоскелетона, 3-Dпринтеры, способные выращивать ткани, а также достижения советской медицины: искусственные суставы, клапаны сердца.
Тут же – интерактивная модель мозга. Нажимая на разные отделы мозга на экране, можно узнать, за что именно они отвечают. Дети нажимают на экран смело. Взрослые, как показалось, с некоторой опаской.
Стопоходящая машина и война миров
Ключевой экземпляр в разделе «Аналоги природы» – стопоходящая машина Пафнутия Чебышева. Математик, живший в 19 веке, он стоял у истоков теории механизмов.
Стопоходящая машина – первый в мире шагающий механизм. Он был отмечен на Всемирной выставке в Париже 1878 года. Чебышев тратил на изготовление придуманных им механизмов большую часть жалования.
На механическое чудо Чебышева грустно смотрит робот-экскурсовод «Сепулька». В советское время он водил экскурсии по Политехническому музею, а сейчас сам стал экспонатом, – рассказывает Наталья Кострова, сотрудник пресс-службы Политехнического музея. – Сепулькой дистанционно управлял сотрудник музея. Есть легенда, что робот умел разговаривать: посетители задавали вопросы, и сотрудник музея отвечал через встроенный динамик».
По соседству – инсталляция биологической системы: на экране можно увидеть борьбу бактерий (баков) и вирусов-бактериофагов (фагов). Можно помочь бактериям, создав вокруг них защитный контур.
Но «фаги» все равно движутся быстрее и съедают «баков». В зависимости от количества «фагов» на экране, свет над инсталляцией гаснет или становится ярче. Все это отчетливо напоминает жизнь в современной Москве.
Наука и жизнь
Голограммы, имитатор грозового разряда, ламповые телевизоры, кристалл, растущий прямо на ваших глазах. Масштабный проект «Россия делает сама» в Политехническом музее начали готовить два года назад.
«За последние 20 лет выросло поколение людей, убежденных в том, что все достижения научно-технической мысли принадлежали и принадлежат Европе и США, а это несправедливо по отношению к нашей истории, –говорит Марина Семко, начальник отдела территориального развития Политехнического музея. – Нам хотелось напомнить людям, что научная мысль живет в России уже 300 лет, обладает своими особенностями, и что мы всегда делали и продолжаем делать свой вклад в мировую науку».
В 2013 году историческое здание Политехнического музея было закрыто на реконструкцию. Новая экспозиция музея на ВВЦ стала ключевой площадкой Политеха на все время реконструкции исторического здания – она продлится до 2017 года.
Фото: Анна Гальперина