Когда год назад Президент России Дмитрий Медведев во время посещения Иерихона поделился в твиттере своими впечатлениями от палестинцев: «Россию любят в Палестине. Было приятно видеть искренние эмоции людей на улицах древнего Иерихона», — за этими словами стоял не только радушный прием, оказанный высокому чиновнику.
Русский турист — в Палестине человек уважаемый. С русским туристом можно поговорить о разнице в ценах между Израилем и Палестиной (в пользу последней), русского туриста можно покатать по городу подольше, русского туриста можно позвать на кофе, а кроме того с русским туристом можно перекинуться парой слов на запретную тему — политика. С туристом, предположим, из Америки этот номер не пройдет — испугается, замкнется, замолчит и постарается поскорее убежать.
Вот почему каждый третий палестинец, с которым приходится контактировать русскому туристу, знает хотя бы несколько слов по-русски.
Между прочим, какова бы ни была политическая обстановка в Палестине и палестинском обществе, какие бы силы ни приходили к власти, отношение к русским туристам остается неизменно доброжелательным. В русских видят если не союзников, то, по крайней мере, не противников. В частности это связано с тем, что именно российский президент де факто признает Палестинскую автономию в качестве независимого государства. Сам Махмуд Аббас оценивает взаимоотношения России и Палестины настолько высоко, что, встречаясь с российским президентом во время текущего визита, пообещал опираться в вопросах урегулирования отношений с Израилем на советы и видение руководства Российской Федерации.
Но с высокой политикой простой палестинец сталкивается не ежедневно, а вот с русскими туристами — практически постоянно.
Русский турист безбоязненно бродит по живописным улицам Вифлеема или того же Иерихона, пьет арабский кофе с кардамоном, произведенное в христианском городе Тайбе пиво с одноименным названием, свежевыжатый гранатовый сок, кушает фалафель или шварму (не путайте с московской «шаурмой» или питерской «шавермой»), восторгается восточным колоритом, ужасается стене, отделяющей Палестину от Израиля — одним словом, проводит время. Очень желаю читателю оказаться в Палестине именно в форме вольного русского туриста — рюкзак, фотоаппарат и бутылка воды.
Если русский турист совмещает туризм с паломничеством — тем лучше. Даже в периоды, когда в палестинском обществе нарастают межрелигиозные противоречия, на русского паломника они не имеют почти никакого влияния — палестинцы, включая наиболее радикально настроенных мусульман, стараются с православными паломниками из России не конфликтовать.
До революции Русской Духовной Миссии на Святой Земле принадлежало около семидесяти участков земли. Сейчас — около десяти. Часть из них находятся на территории Израиля, часть — в Палестинской автономии. Русские паломники для жителей переживающей экономическую блокаду Палестины — подспорье в первую очередь финансовое.
Глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас понимает значение присутствия русских паломников на территории Палестины: во время нынешнего визита в Москву он выразил надежду, что число туристов в автономии вырастет с 250 тысяч до 1 миллиона человек в год, и подчеркнул: «Мы считаем, что нынешняя ситуация на земле Палестины благоприятствует приезду туда паломников, и прежде всего русских».
Палестинский лидер уже давно заявляет о содействии Палестины возвращению русских участков, и его заявления не остаются только словами. Еще в 2008 году на территории одного только Иерихона три участка были переданы в российскую собственность. Сейчас в Иерихоне начинает действовать Русский музей. В знак солидарности с русским народом и российским государством одна из центральных улиц древнего города названа именем российского президента Дмитрия Медведева.
В том же Иерихоне, заметим, построен паломнический центр Румынской Православной Церкви. Строительство храма не было согласовано с Иерусалимской Патриархией по всем правилам, из-за чего между двумя Поместными Церквами было прервано евхаристическое общение.
Иерихоном дружественные жесты между Палестиной и Россией не ограничены.
В Вифлееме действуют русский культурный центр и две русские школы, Аббасом переданы документы, касающиеся процесса выявления русской собственности в Палестине, причем, по его словам, все объекты, которые могут быть определены как ранее принадлежавшие России, должны быть переданы Русской Православной Церкви.
Усилия палестинского лидера не пропадают даром. Глава Фонда единства православных народов в интервью «Радио России» назвал Махмуда Аббаса «своеобразным хранителем православия в ближневосточном регионе».
21 января в храме Христа Спасителя лидер Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас «за выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов и за утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества» получил премию имени Алексия II.
Хочется надеяться, что вручение премии станет не просто красивым политическим жестом, но и укрепит все положительные тенденции в российско-палестинских отношениях и будет способствовать не только сохранению православных святынь на территории Палестинской автономии, но и более глобальным целям, включая достижение мира в этом неспокойном регионе.