17 августа 2012 года в Королевском дворце Варшавы состоялась торжественная церемония подписания Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и председателем Польской епископской конференции митрополитом Юзефом Михаликом Совместного послания народам России и Польши. Оба иерарха, православный Патриарх и католический митрополит, призвали народы к взаимному примирению и прощению.

Борис Алексеевич Филиппов

В чем важность этого документа? Какие у него перспективы? Зачем он нужен России и Польше? На вопросы ПРАВМИРа отвечает историк Борис Алексеевич Филиппов, доцент кафедры всеобщей истории Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета.

Шанс на примирение

Как ответить на вопрос: «Зачем соседям жить дружно?»

Как известно, две мировые войны начались с нападения Германии на Францию и Польшу. Что следует сделать, чтобы подобное не повторилось?

И вот по инициативе двух верующих католиков: президента Франции Шарля де Голля и канцлера Германии Конрада Аденауэра была разработана, действующая по сей день, программа примирения французского и немецкого народов.

Кроме официальной Декларации о намерениях, программа предусматривала комплекс мер по воспитанию молодежи.

Практически в это же время в 1966 г. Польский епископат обратился с содержащим призыв к взаимному прощению Посланием к епископату Германии. Его холодно приняли как в Германии, так и в Польше. Но усилия польского духовенства и католической интеллигенции не прошли даром. «Страх» перед немецкой опасностью в польском обществе значительно уменьшился. Это заслуга Церкви.

Вторым (после Германии) «историческим» врагом в сознании поляков является Россия.

Самый большой католический интернет портал wiara.pl материалы о визите Святейшего Патриарха и декларации снабдил аннотацией: «Это огромный шанс на примирение для сегодня косо смотрящих друг на друга народов».

Подписание документа

По поводу документа и визита высказались все первые лица Католической церкви в Польше. Все говорили о начале важного пути к примирению. Но одной декларации о намерениях недостаточно. Я хотел бы обратить внимание на слова архиепископа Хенрика Мушиньского, который сказал, что польский епископат должен обратиться к верующим со специальным пастырским посланием, с целью «подготовить верующих, чтобы это послание начало жить в наших Церквах».

Пятна в истории

Чтобы представить масштаб «белых» и «черных» пятен в истории взаимоотношений между нашими народами я приведу такие цифры: В 1987 г. историками наших стран были сформулированы 22 темы и 25 исследовательских проектов по «сложным» проблемам взаимоотношений только по периоду 1917–1945 гг. К 2009 г. польские историки сформулировали 36 «сложных» исследовательских тем по периоду 1917–1991 гг., по которым в Польше ведутся исследования. А это только то, что накопилось во взаимоотношениях за последние сто лет. А история взаимоотношений у нас насчитывает 1000 лет.

Поклонный крест в Катыни, на польской территории

Поклонный крест в Катыни, на польской территории

-В документе говорится: «Объективное познание фактов, выявление драм прошлого и масштабов трагедии ныне становится неотложным делом историков и специалистов.» — насколько можно понять, многие архивы, по крайней мере, в нашей стране, до сих пор закрыты. Может ли этот документ способствовать изменению ситуации? Возможно ли, чтобы государство прислушалось к голосу Церкви в данном вопросе?

-Следует сразу сказать, что российские и польские историки много сделали на пути сближения позиций. С 1987 по 1991 гг. работала Совместная комиссия ученых СССР и ПНР по истории отношений между двумя странами. После распада СССР наступил перерыв в совместной работе. В 2007 г. по решению руководства наших стран была создана российско-польская исследовательская Группа по сложным вопросам. Координирующим центром работы российских историков в нашей стране стал МГИМО. В 2009–2010 гг. на русском и польском языках, были опубликованы два сборника статей «Международный кризис 1939 года в трактовках российских и польских историков» ( Научное издание / М. Волос, Я. Войтковяк, В. И. Даши­чев и др.; Под ред. М. М. Наринского и С. Дембского. — М: Аспект Пресс, 2009. — 480 с.) и «Белые пятна – черные пятна: Сложные вопросы в российско-польских отношениях» (Научное издание / Под общ. ред. А.В. Торкунова, А.Д. Ротфельда. Отв. Ред. А.В. Мальгин, М.М. Наринский. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 823 с.), которая получила специальный диплом Премии «Общественная мысль» за 2010 год за вклад в международный научный диалог по сложным проблемам истории.

Что может сделать Церковь? Она уже сделала: привлекла внимание широкой общественности к проблеме взаимоотношения между нашими народами. Отныне исследования по спорным проблемам перестали быть частным делом историков. Подписанный в варшавском замке документ вывел их работу на более высокий уровень.

Светское общество или антиклерикальный фундаментализм?

— «Нередко мы сталкиваемся с проявлениями враждебности ко Христу, к Его Евангелию и Кресту, а также с попытками устранить Церковь из общественной жизни. Ложно понятая светскость принимает форму фундаментализма и в действительности является разновидностью атеизма». Это актуально для Польши? Есть ли в польском обществе антиклерикальные настроения?

— К сожалению, враждебность к христианству сегодня проявляется и в Польше. На парламентских выборах 9 октября 2011 г. за антиклерикальное «Движение Паликота» отдали свои голоса 1 439 490 избирателей, то есть 10,02 % их общего числа принявших участие в выборах. Значительную часть избирателей составила молодежь.

Новая уния или ожидаемый диалог?

— Многих смущает вопрос об экуменизме — не произойдет ли сближение с католиками вплоть до размывания догматических и канонических границ? В документе есть такие слова: «Мы прикладываем новые усилия ради сближения наших Церквей и наших народов, чтобы нам стать более достойными свидетелями Евангелия Христова в современном мире» — уже звучат опасения, что это путь к новой унии.

-Обсуждать следует только то, что написано в документе. А в тексте говорится о «сближении наших Церквей и наших народов» ради начала диалога, «в надежде, что он поможет нам залечить раны прошлого и преодолеть взаимные предрассудки и непонимание, а также укрепит нас в стремлении к примирению», «чтобы нам стать более достойными свидетелями Евангелия Христова в современном мире».

Польско-российский диалог труден. Однако с чего-то следует его начать. Послание может быть началом диалога. Предстоит очень долгий и трудный путь. К нему не готовы ни российское, ни польское общества. И то, что инициатива вышла от наших Церквей – в этом я вижу залог успеха.

Подготовила Мария Сеньчукова

 

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.