![](https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2022/05/69218-111562-936x560.jpeg)
![](https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2022/05/1987.jpeg)
Игорь Реморенко
— Россия намерена выйти из Болонского процесса. Как вы относитесь к этой инициативе?
— Пока не очень ясно, что точно имеется в виду, потому что изначально в Болонском процессе есть много составляющих. Началось все еще с 1988 года — на 900-летие Болонского университета была принята университетская хартия о том, что европейские страны будут сравнивать образование друг с другом по определенному набору параметров и вырабатывать общие рекомендации того, как системы образования могут меняться. Окончательно Болонская декларация была подписана в 99-м году, Россия к ней присоединилась в 2003-м.
— Что это за параметры?
— Их много, и некоторые в России так и не реализованы. Например, в одной из версий Болонской декларации речь шла о том, что университеты должны прислушиваться к мнению студентов и вести диалог со студенческими сообществами. Я думаю, вряд ли от этого кто-то будет отказываться и игнорировать в России мнение студентов. Согласитесь, это было бы странно.
Болонский процесс — движение, в рамках которого действует трехступенчатая система высшего образования: бакалавриат, магистратура и аспирантура (в Европе — докторантура). В процессе участвуют 48 стран и Европейская комиссия. Россия присоединилась в 2003 году, с 2007-го ввела систему бакалавриата и магистратуры вместо специалитета.
Есть позиции, которые, по-видимому, более всего вызывают дискуссии. Что же будет — иногда неправильно говорят — с двухступенчатой системой высшего образования «бакалавриат/магистратура»? На самом деле в Болонской декларации речь идет о трех уровнях высшего образования: это бакалавриат, магистратура и аспирантура. И вот если будет отказ от этой трехзвенной системы, чем ее заменят? Например, появится специалитет — и он будет сразу замещать собой бакалавриат и магистратуру.
— Что это даст?
— Тогда теряется одна важная вещь. Ведь такую трехзвенную структуру ввели не только европейские страны, но и все азиатские, и Латинская Америка, и Африка. То есть система трех звеньев бакалавриат/магистратура/аспирантура введена во всем мире.
![](https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2022/05/hse_14335_1653559838641551.jpg)
Фото: Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики
Смысл ее был в том, что бакалавриат дает самые общие представления о профессиональной деятельности. Вот я, например, хочу быть юристом, но в какой именно сфере юриспруденции, я еще не определился. Бакалавриат говорит мне: «Да, в профессии ты ориентируешься, но если ты хочешь точно сказать, какая у тебя юридическая сфера — например, юридические отношения в сфере недвижимости или уголовное право с какой-то особой спецификой, — то это уже магистратура».
И в этом смысле определенная логика была. Бакалавриат дает общие представления о профессиональной деятельности, магистратура позволяет стать профессионалом уже в конкретной сфере или заняться исследовательской работой. А аспирантура дает подтверждение, что этот человек умеет добывать новые знания, умеет открывать новые технологии.
Теперь получается, что если у нас будет специалитет, то возникает вопрос, что это, по сути, значит? Отказываемся ли мы от деления бакалавриат/магистратура и даем сразу специалитет?
Тогда, собственно, настройка на профессию будет прямо с первого курса: выбрал эту специальность и по ней учишься.
Но при этом у нас теряется гибкость, возможность более точного самоопределения, профессиональных проб.
Или, например, специалитет заместит собой только бакалавриат. Тогда вместо четырехлетнего бакалавриата будет пятилетний специалитет, а магистратура останется как была уже после специалитета. Но тогда мы просто бакалавриат переназываем специалитетом. По сути, ничего не меняется, ведь и сейчас есть программы бакалавриата, рассчитанные на пять лет. У нас в университете много таких программ.
![](https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2022/05/hse_16427_1653559792059700.jpg)
Фото: Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики
В общем, пока масса вопросов. Я думаю, чтобы построить отношение к этим изменениям, надо смотреть конкретные нормативные акты и что конкретно предлагается изменить в законодательстве.
— В чем принципиальная особенность специалитета, который был до Болонской системы, и уместен ли он теперь?
— Предполагалось, что у студентов, которые шли в специалитет, не было вот такой гибкой конструкции, где сначала даются общие профессиональные представления в бакалавриате, а потом — более тонкая настройка на конкретную профессию. И эта модель хорошо работала в советской экономике, где рынок труда был куда более предсказуем, чем в наши дни.
Но эффективен ли такой подход сейчас, когда даже традиционные профессии и используемые в них технологии так часто меняются? Можно, конечно, ввести обязательное распределение после вузов, заставить выпускников не менее трех лет работать по специальности в отдаленных сибирских районах, но повысится ли качество труда? Трудно сказать однозначно.
Сейчас, когда рынок труда меняется так непредсказуемо, более гибкие системы оказываются более устойчивыми.
Не случайно ведь прорывные азиатские экономики и системы образования также переориентировались на программы бакалавриат/магистратура/аспирантура. Здесь надо тщательно взвесить все последствия и принимаемые решения.
— Насколько, на ваш взгляд, эта система у нас прижилась? Я знаю примеры студентов, которые говорили, что ничего нового по своей специальности в магистратуре не узнали и даром потратили время.
— Такое вполне может быть. Мы ведь только начали. Это новая система для всех европейских вузов, ведь вузовская система, которой сотни лет, эту перестройку начала только во второй половине XX века.
![](https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2022/05/hse_17515_1653559771427514.jpg)
Фото: Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики
Да и нельзя сказать, что у нас что-то прижилось. Есть магистратуры инерционные, которые «как по накатанной» продолжают бакалавриат. И это неправильно. Но есть и абсолютно новые магистратуры, где учитывается профессиональный опыт, анализируются успешные и неуспешные примеры профессиональной деятельности.
У нас в педагогике, например, есть магистратуры для вчерашних выпускников классических и инженерных вузов. Это профессионалы в области математики, физики, биологии, которым по разным причинам стало интересно работать с детьми, и они после своего предметного бакалавриата пошли в педагогическую магистратуру. Из них получаются очень хорошие учителя. Они и предмет знают, и осознанно качественно научаются работать с детьми. Странно было бы все это похоронить и оставить только специалитет.
Одним словом, надо дождаться проектов конкретных законодательных изменений, чтобы оценить, чего ждать от отказа от болонских принципов.