Российские больницы теряют миллиарды из-за непонятного почерка врачей
За год потеряла на работе страховщиков 30,5 млрд рублей, пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на отчет Счетной палаты. 25,4 млрд рублей пошли на ведение дел (примерно столько же составляют расходы этого типа территориальных фондов ОМС, дублирующих функции страховщиков). 4,45 млрд рублей — это причитающаяся страховым организациям часть штрафов (в 2016 году — от 15% до 25% штрафов, наложенных на медучреждения). Наконец, 0,6 млрд рублей составляют бонусы от экономии целевых средств в системе ОМС, притом что целевые средства на 8,5 млрд рублей, по данным Счетной палаты, просто не были израсходованы в системе ОМС в 2015 году, страховщики 4,5 млрд рублей обратили в свой доход, а 4 млрд рублей вернули в систему.
Большая часть выявленных страховщиками нарушений (всего в 2015 году выявлено 3 млн нарушений, хотя число обратившихся к страховщикам граждан за непосредственными консультациями составляет немногим более 20 тысяч человек), по мнению госаудиторов, вообще никак не влияет на качество медпомощи. Так, 43% нарушений приходится на неправильное оформление медицинской документации (в том числе орфографические ошибки в документах или непонятный почерк врачей). В результате применения санкций за эти нарушения только в 2015 году с медицинских организаций было взыскано свыше 30 млрд рублей, по мнению аудиторов, просто потерянных системой ОМС.
53% санкций приходится на нарушения качества медпомощи (в основном на несоблюдение порядков и стандартов). «Но стандарты есть только на половину заболеваний. Неясно, каким образом выявляются нарушения в отношении заболеваний, не охваченных стандартами»,— говорят в Счетной палате. С другой стороны, доля нарушений, касающихся доступности медпомощи, невероятно мала — 0,1%. По данным аудиторов, это не соответствует результатам ее аудита, в ходе которого выявлено 16 тысяч населенных пунктов в РФ, вообще не охваченных медорганизациями. Видимо, следует считать, что у сотен тысяч там проживающих жалоб на это почти нет. «Можно предположить, что страховым компаниям интересны только те нарушения, которые не требуют больших усилий для выявления и приносят им наибольшую прибыль»,— говорит аудитор Александр Филипенко.
В Счетной палате уверены, что говорить о «роли страхования в системе» можно лишь условно. Всего в системе 56 страховщиков, больше всего в Москве, Московской области (по 11 компаний), Башкирии и Самарской области (по 10). В Чечне, Карачаево-Черкесии и на Чукотке монополия единственных компаний — законного выбора у клиентов системы нет и формально. Восемь из компаний не имели на момент проверки достаточного капитала, чтобы с 2017 года продолжить работу на рынке, 18 компаний имеют признаки финансовой неустойчивости. Лишь 19 страховщиков имели достаточно средств, чтобы продолжить работу без внешних источников финансирования.
Аудиторы также приводят данные о наличии страховых представителей и результативности проверки — их действительно сложно интерпретировать иначе как отсутствие в работе страховщиков единой системы.
Президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс назвал выводы госаудиторов «необоснованными». «Сведения о якобы потерянных системой ОМС 30,5 млрд руб. в 2015 году не находят реального подтверждения»,— говорит он. Из отчетности страховых компаний ОМС следует, что в 2015 году они формировали собственные средства по всем видам установленных законом источников в сумме 19,2 млрд руб. «В материалах Счетной палаты не нашел отражения ни один факт успешной работы по исполнению компаниями своего функционала. Например, что в результате активной экспертной деятельности в 2015 году страховщики возвратили в систему ОМС более 67,3 млрд руб., удержанных по результатам проведенных экспертиз по случаям неоказания или некачественного оказания медицинской помощи в системе ОМС»,— говорит он.
Вице-премьер Ольга Голодец, в свою очередь, заявила, что принципы работы организаций медстрахования в России будут пересмотрены в ближайшее время. Лицензии на их деятельность, возможно, станут выдаваться не по финансовым показателям, а с учетом качества услуг.