Российские ученые нашли способ диагностировать аутизм в 3-4 месяца
Для ее проведения не требуются ни дорогостоящие приборы, ни сложные технологии, говорят в пресс-службе вуза.
Исследование основано на уникальной особенности человеческого восприятия — ориентационной чувствительности. Как рассказала Татьяна Строганова, доктор биологических наук, профессор, руководитель лаборатории исследования аутизма МГППУ, ориентационная чувствительность — это базовое свойство нашего зрительного восприятия, потому что способность нейронов-детекторов зрительной коры воспринимать наклоны линии лежит в основе нашего восприятия контура, а в развитии и всего остального – выделения фигуры из фона, всего предметного восприятия.
В окружающем человека мире преобладают вертикальные и горизонтальные линии. Именно поэтому нейронные сети человека научаются различать их гораздо лучше, чем линии наклонные – так мозг адаптируется к среде. В итоге человек легко распознает отклонение от вертикали и горизонтали даже на долю градуса, а с наклонными линиями легко ошибается градусов на семь. «При этом, — продолжает Татьяна Строганова, — способность различать угол отклонения линий формируется очень рано…в возрасте 3-4 месяцев».
Мозг человека учится точно воспринимать наклон вертикальных и горизонтальных линий с помощью специальных тормозных интернейронов, которые развиваются в этом же возрасте и участвуют в узкой настройке нейронов, ответственных за распознавание линий. Т.е. на процесс обучения влияет то, какие линии преобладают в зрительной среде ребенка, и развитие торможения в зрительной системе.
Ученым давно стало известно, что в мозге детей с аутизмом по генетическим причинам уже с рождения существует дефицит торможения. Это дает основание предположить, что в первые четыре месяца жизни дети с аутизмом могут хуже определять разницу в угле наклона вертикальных или горизонтальных линий, говорят исследователи.
В эксперименте участвовали 40 мальчиков с расстройством аутистического спектра и 38 мальчиков с нормальным ходом развития. Участникам, сидящим перед экранами компьютера, последовательно показывали линии: в одном случае вертикальные и с небольшим отклонением от вертикали, в другом — диагональные и с небольшим отклонением от диагонали. Испытуемый должен был определить, насколько линия отклонилась по сравнению с первоначальным изображением. Результаты этого исследования показали, что дети с аутизмом хуже оценивают угол наклона линий, отличающихся от вертикальных. При этом, диагональные линии они воспринимают так же, как и типично развивающиеся.
Исследователи применили принципиально новый подход к проблеме: они искали не нарушения в коммуникации и познании, но нарушения в ранних базовых функциях. Для этого они проверили, характерны ли эти нарушения для детей с аутизмом в возрасте от 6 до 14 лет, и теперь сосредоточатся на новых исследованиях с участием совсем маленьких детей.
Ученые хотят использовать эти ранние нарушения для того, чтобы как можно раньше выявить детей с врожденным дефицитом функций тормозных нейронов. Такой дефицит в раннем развитии приводит к особенностям базовых зрительных и слуховых функций, а по мере созревания – к нарушениям взаимодействия с другими людьми и другим искажениям в развитии психики. Эксперименты на животных демонстрируют, что лекарственное вмешательство эффективно именно на ранних стадиях, позволяя предотвратить последующие нарушения в развитии мозга и его функций.
«Главная наша идея в том, — отмечает Татьяна Строганова, — что надо искать, условно говоря, не «под фонарем», а там, где потеряли. Если у нас основная теория о раннем дефиците торможении у детей с аутизмом, то в таком случае надо исследовать базовые звуковые и слуховые функции, зависимые от развития торможения, которые возникают у ребенка в раннем возрасте. Дефицит этих базовых элементарных функций и будет основным критерием для ранней диагностики аутизма».
Следующий этап — это исследования, которые должны быть направлены на изучение младенцев с высоким риском аутизма и проверки гипотезы. В России таких исследований нет. На Западе для них приглашают к участию семьи, где есть дети с аутизмом и родители планируют рожать еще. Все новорожденные в таких семьях имеют повышенный риск возникновения аутизма, но к трем годам жизни диагноз аутизм будет поставлен лишь 10-15 % детей.
Это значит, что необходимо обследовать, по крайней мере, 300 младенцев в группе повышенного риска, чтобы через 3 года обнаружить среди них 30-40 детей с аутизмом. Именно у них и нужно будет искать ранние проявления нарушенных функций тормозных нейронов.
Такие исследования не под силу одной лаборатории, требуется объединить усилия 5-6 центров исследовательских центров, владеющих современными методами изучения поведения младенцев. Для этого нужна государственная поддержка.