На этот раз, перед всенощной, зашел к праведным родителям Пречистой поклониться им и попросить, да помолятся и они о мне к своей Дщери, Богоневестной Богородице.
Однако — возвратимся к богослужению.
В первой же стихире, в первых же словах праздничного песнопения меня остановили следующие слова: «Днесь Иже на разумных престолех (то есть на небес ных силах) почиваяй Бог, престол свят на земли Себе предуготова…» (1-я стихира на «Господи, воззвах»).
Вот же бывает так, что иногда вдруг какие-либо слова точно «оживут»… Так ясно переживаешь их внутренний смысл… Точно вкусишь. Точно сам участвуешь в том, что говорится. А прежде, бывало, слушаешь, но не слышишь… Так было и с сими словами прежде; ныне же они ожили… А эти слова определяют главное содержание праздника — и потому весьма важны.
Что ныне совершается? Рождается будущая Богородица. А так как все в мире творится по воле и силою Божией, то и нынешнее рождение — Его дело. Но Рождество Сего Младенца имеет чрезвычайное назначение; а посему и участие Божией силы здесь чрезвычайное: Бог Сам, — то есть особою благодатию, данною бесплодным родителям,— творит им необыкновенную Дочь.
Но не в этом даже величие Божие, ибо творить чудеса Господу Творцу совершенно легко: Он и весь мир вызвал из небытия. Нет, ныне поражает иное — не величие силы, а безмерность уничижения.
Вчувствуемся в то, что мудро говорит Церковь: Бог… Премирный… Превысочайший… Непостижимый… Дух… Живущий в Своем неприступном свете. «Почивающий» на небесных силах — архангелах и ангелах…
Вообще — Бытие высшее всего высшего! И Он — Превысочайший — ныне «готовится» «переселиться» с неба на землю… Благоволил воплотиться... Зрак раба принять ( Зрак — вид, наружность; зрак раба — немощное состояние человеческой природы. — Ред. )… А далее — и страдать.
Но это еще всё — далее, а начало: «оставить» небо. Умалиться… Унизиться… «Бог обнищевает»… Конеч но, это — образные выражения.
И вот Он заранее готовит Себе путь, способ умаления, место обитания, «престол воплощения. Или, как говорит паримия, Премудрость готовит Себе новый «дом» — Пречистую Деву.
Какая жертва умаления в воплощении! Бог жертвует Своим премирным бытием, чтобы уподобиться миру. Дух творит Себе плоть…
Может быть, это все известно? — скажет иной… Да! — уму известно; но не всегда даруется ощущение этой истины, ясное зрение ее…
Ныне мне, недостойнейшему, это дано было пережить сердцем, или почувствовать, то есть по-настоящему «понять», в себя принять. Ныне вот это «открылось» душе; а прежде слова те же самые были известны, содержание же их было закрыто, запечатано.
Ясно «узрел» и безмерность «истощания», и жертвенный характер его…
Да! это — жертва Бога!.. И эту жертву Он начинает подготовлять заранее: готовит Себе Мать для воплощения…
Воистину необходимо воскликнуть: Ты — «чудес — Бог»!.. [1-я стихира на «Господи, воззвах»].
Чудны дела Твои, Господи!
Матерь… Бога!
А это?! Разве менее поразительно?! Мы так привыкли к подобным словам, что большей частью и не ощущаем всей их силы. Хоть сейчас остановимся на этом сколько можем; а ведь это относится к существу праздника.
Мать… Бога…
Опять восчувствуем вес безмерное, превосходящее величие Бога.
Разве Он нуждается в матери?..
И вдруг… у Бога— Мать… Поражающее явление!..
Вот и опять: мне так ясно было дано это ощутить, «понять» в праздник…
У Бога — Мать… И об этом поет Церковь в той же 1-й стихире па «Господи, воззвах».
Воистину — «чудес Бог»!
Во 2-й стихире, которая повторяется за бдением в трех местах («Сей день Господень…»), меня остановило слово о Божией Матери — «Единая».
Она уже «ожидает» прихода «Христа во вселенную», Она готовится ввести («вводящи») Его в мир… И сему делу могла послужить лишь Она — Единственная: «…Едина и Единаго вводящи Христа во вселенную…» Воистину — Единственная!
Жена, сделавшаяся… Матерью Бога!
Только подумать! Только бы ощутить эту, столь всем известную, истину: Дева — Матерь Бога…
…Нет, еще и еще хочется говорить эти слова:
М-а-т-е-р-ь Бога!..
Хочется «лицезреть» их или, лучше: Ее Саму. В именах мы видим суть; и этой сутью лишь и сильно, и значительно, и действенно имя! А иначе будет пустой звук.
«Б-о-г-о-родица»!..
Вот и это дано было отчасти «понять»… И именно это! Именно это нужно было и понять в праздник «Малой Госпожи»…
Узреть духом Ее, именно как Богородицу, Матерь Божию.
И когда это узришь сердцем,— немедленно и очевидно ясно будет, что вследствие одного этого Она — действительно Единая, Единственная. «…Едина воистину Богородица познавается» (1-я стиховна).
Ах! как трудно передавать языком, что зрит сердце!
А так ясно зрит!
<…> Вся радость главная, в нынешний день Рождения Марии, основывается на том, что Она — Богородица, что Она послужила воплощению Христа Спасителя, Сына Божия. И свет этого праздника отражается и на Рождении Богородицы, как солнце отражается в луне.
И отчасти о девстве нужно было говорить потому, чтобы утвердить истину о приснодевстве или просто — о девстве Ее и по Рождестве Господа, как была Она Девою и до Рождества.
Закончим это славословием рожденному от Нее Христу, «Емуже покланяющеся, воспеваем Девы Все непорочныя Рождество» («И ныне», стиховна).
Печатается по изданию: Митрополит Вениамин (Федченков). От Рождества Богородицы до Сретения. М., 2008.