Слава фильма «Форрест Гамп», получавшего 6 Оскаров из 13 номинаций и кассовые сборы по всему миру, увековечила имя Роберта Земекиса (хотя он снял еще много других прекрасных фильмов – «Назад в будущее», «Изгой», «Кто подставил кролика Рождера?»). Но самым удивительным было то, что этот фильм был не только талантливым, но и абсолютно христианским; не только популярным, но и высоконравственным; не только семейным, но и философским. Зрители, вспоминающие о работах Земекиса, мысленно улыбаются и чувствуют радость в сердце.

Больше этого о режиссере и сказать нельзя. Однако скажем еще немного о новом мультфильме по известной «Рождественской песни в прозе» Ч.Диккенса, написанной в 1843 году.

Подзаголовок «Песни» гласит, что это «Святочный рассказ с привидениями». Именно Диккенсу мы обязаны появлением данного жанра литературы, который, конечно же, получил распространение и в кинематографе, и если есть в данный момент идеальная форма для этого классического рассказа, то она, на мой взгляд, найдена Земекисом. Это довольно редкий случай для кассового кино, когда спецэффекты служат идеям режиссера, а не наоборот.

Одно замечание повторяется во многих восторженных отзывах – что фильм совсем не детский, поскольку местами страшноватый. Я бы лет до 12 его смотреть не советовала, зато лет с 14 показывала бы в обязательном порядке. Именно современным подросткам этот фильм как нельзя более кстати.

Земекис знаменит не только потрясающими спецэффектами, не только идеальным звуковым сопровождением, но и мастерством культурных отсылок. Все это есть в «Рождественской истории». Например, фигура Эбинизера Скруджа, финансиста, трудоголика, скряги и скупца, удивительно напоминает карикатурного Дядю Сэма с советских плакатов 60-70 годов. Нельзя не вспомнить также мультяшного утку-миллионера Скруджа Мак-Дака из «Утиных историй», показанных в СССР в начале перестройки как олицетворение «забавной жадности».

С тех пор сменилось поколение, вслед за нелепыми новыми русскими в малиновых пиджаках пришли вполне адекватные менеджеры и финансисты, появился журнал «Эгоист», нищих становится все больше, и уже почти все отмечают Рождество, тем более что это выходной. Самое время подумать, почему в новогодние праздники нам всем так хорошо. К сожалению, быстро переняв европейские традиции деловых людей, мы очень медленно перенимаем столь же общепринятую необходимость благотворительности. Так же, как дядюшка Скрудж, мы возлагаем эту обязанность на государство, которое содержит «тюрьмы и работные дома». Неужели мы ничем не отличаемся от Англии начала ХIХ века?

«Это радостные дни — дни милосердия, доброты, всепрощения, – пишет Диккенс. — Это единственные дни во всем календаре, когда люди, словно по молчаливому согласию, свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних, — даже в неимущих и обездоленных, — таких же людей, как они сами, бредущих одной с ними дорогой к могиле, а не каких-то существ иной породы, которым подобает идти другим путем». Диккенс, возможно, первым обратил всеобщее внимание на социальный расизм, который пронизывает западное, «развитое» общество – конечно, благодаря тому, что сам он не раз перемещался вверх и вниз по социальной лестнице. Поэтому он бы никогда не сказал, как его герой Скрудж: «Если бедняки предпочитают умирать, тем лучше. Это сократит излишек населения».

Внутреннюю неполноценность и несчастье людей, придерживающихся подобных взглядов, показывает «Рождественская история». Основа ее – жадность, амбиции и страх – в общем, болезненное самолюбие. А ведь идея сокращения населения ввиду антинаучных гипотез о грядущей нехватке ресурсов ныне занимает самые высокопоставленные умы! «Излишек населения» — это «пунктик» американских политиков, они уверены, что ресурсов на всех не хватит, и что «высокая рождаемость в других странах – угроза безопасности Америки». Нечто подобное говорил Наполеон – он считал, что 500 тысяч младенцев, ежегодно появляющихся в России, угрожают его делу в Европе. Другие аналогии предоставим обдумать читателям.

Не только денежная вертикаль занимает Земекиса – он еще больше интересуется перемещением во времени. Время как место открытий, время как истинное богатство или личностное банкротство. Ради чего стоит его тратить? Не зря ли ты живешь? В этом смысле новый мультфильм о Рождестве имеет огромный философский и миссионерский потенциал. После просмотра можно поговорить и о страстях, порабощающих человека, и о ценностях истинных и ложных, и о загробной участи, и о «Мытарствах блаженной Феодоры», и о покаянии, и о современных кумирах, и о радости христианства, и даже о депрессии, столь распространенной в современном обществе.

Визуализация хода и смысла времени — это лучшие достижения Земекиса.

Медленное время детства и страшная погоня инфернальных коней Смерти, статичность могилы и моментальное тление Духа Нынешнего Рождества, и медленный, но неумолимый механизм часов нашей жизни, — все это напоминает нам о пустоте, требующей качественного и немедленного наполнения. Поэтому в целом фильм вселяет надежду – время христиан благосклонно к человеку, у него всегда есть шанс все исправить.

10b

9b

8b

5b

4b

3b

2b

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.