РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ СЕРБСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 2011 ГОДА
Мир Божий, с Рождеством Христовым!
Благая и самая радостная новость, братья и сестры о Христе Господе, начинается словами святого Евангелия от Матфея: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, сына Авраамова» (Мт. 1,1). Сия новость являет и свидетельствует нам всем, небесам и земле, всему видимому и невидимому миру, двуединую тайну и истину.
Свидетельствует истину о едином двуедином Родословии в истории рода человеческого. В каждом родословии приводятся имена предков и потомков по единственному, человеческому роду. Только это Родословие является исключением, оно являет собой не только Родословие человеческое, но Божественное. В нем содержится Родословие Сына Божия и Сына Человеческого, Богочеловека Христа. Этот Потомок царского Давидова рода, прозябший от святого корня Авраамова, нарекается именем Иисус, то есть Спаситель и именем Христос, что значит Помазанник Божий, Богом обетованный избранному народу Божьему и всему человеческому роду Мессия, Искупитель и Избавитель от греха, смерти и бесовских сил. следовательно, это одновременно Родословие Единородного Сына Божия и Сына Человеческого, Рожденного от Святаго Духа и Пресвятой Девы Богородицы.
Таким образом, в Иисусе из Назарета нам является и даруется совершенный Бог и совершенный Человек. Потому, любящий Его, исполняет первую заповедь Божию — заповедь о любви к Богу — любви всем сердцем и всей душой, исполняет же и вторую Его заповедь о любви к ближнему. Ибо Он — Бог и Господь наш, Он наш ближайший из близких. В Нем мы узнаем истинного Бога и истинного Человека, истинное всечеловечество: мы узнаем то, что как мы должны любить во всяком человеческом существе — носителя одного и единого богоподобного человеческого естества.
На Нем, на Богочеловеке, зиждятся и даруются три главных святыни человеческой жизни: святыня отца и отцовства, святыня матери и материнства, святыня младенца и младенческого незлобия и чистоты. Именно поэтому наш благочестивый народ этим святыням посвящает три воскресенья накануне Рождества под названием «Детинцы», «Материцы» и «Отцы». Во-первых, Рождением Единородного Сына Божьего нам открывается таинство вечного Отца и небесного отцовства. «Видящий Меня,» говорит Господь, «видит Отца, пославшего Меня», а в другом фрагменте Евангелия добавляет: «Я и Отец — одно». Одновременно, Он в Молитве Господней учит нас, что Его Отец является и нашим Отцом: «Отче наш, иже еси на Небесех…» таким образом, отцовство земное приобретает особый смысл, становится святым, но только тогда, когда оно имеет корень в вечном небесном отцовстве: без него у нас не было бы права называть отцом ни кого из земных людей. Только Рождением Единородного Сына Божьего в вечности и во времени — рождение от отца на земле становится рождением для вечности, а не для временности и небытия.
Во-вторых, празднуя «Материце» мы празднуем святыню материнства, освященную богоматеринством Пресвятой Богородицы. Ее рождением «предвечного Бога» как «Младенца» освящается и обретает смысл всякое рождение: «Сердце каждой матери», по словам поэта «становится сердцем Богоматери». Что на земле святее матери и возвышеннее материнства? Оно настолько свято и возвышено, что даже Сам Бог благоизволил родится от Богоматери и сделать Ее чрево «пространее небес»!
В третьих, ребенок как плод отцовской и материнской любви, рожденный силой предвечного Божьего благословения, представляет собой итог и вершину всех добродетелей и красот, которыми Бог наделил все Свое творение.
Таким образом, нам с одной стороны в Христовом Рождении открывается и даруется величественное и превосходящее разум таинство Бога, как вечной Любви в Отце, Сыне и Святом Духе, а с другой стороны, с Ним в Церкви как в богочеловеческой общине, в семье, как ядре общества осуществляется небоземная полнота святотроического Таинства любви.
Когда отрицается, забывается и помрачается это святотроическое Таинство Бога как Любви, неминуемо теряется смысл семьи, происходит ее разложение в границах земного бытия и воплощения в жизнь Божественной любви, разложение человеческого единства вообще. Чем меньше Бога и Божьей любви в людях, тем меньше любви в человеческих взаимоотношениях; тем меньше настоящей любви в супружестве, семье, обществе, между отцом, матерью и детьми, между людьми в целом. Без Бога – Любви, человеческая любовь теряет свою глубину и свой критерий. Она умаляется до биологического уровня, себялюбия, до обожествления плотской похоти; гедонизм становится высшей человеческой ценностью.
Люди нашего времени стоят на пути обожествления плоти и плотского мудрования, плотского ума. Но всегда, когда человечество на протяжении своей истории становилось на этот путь, оно неминуемо оказывалось на пороге катастрофы и гибели цивилизации.
Одно зло в сопровождается тысячами иных зол и извращений. Вознесение гедонизма на пьедестал божества – а именно это происходит в наше время – становится причиной массовых детоубийств, их легализации, неслыханных в истории человечества. Разве легализация абортов не является на самом деле идолопоклонством самолюбия и эгоизма, которые в конечном итоге, приводят к расчеловечению человека, стремлению человека к смерти и небытию? Убивающий Бога в себе и младенца во чреве матери, уничтожает себя, ставит под угрозу глубочайший и непреходящий смысл жизни, ее тонкую сокровенную ткань.
Что иное являет собой СПИД, эта ужасная моровая язва современности, если не в большинстве случаев, последствие осквернения святыни брака. Обожествление вожделения и плотской «любви», и часто последствием их противоестественного применения? Точно так же, как злоупотребление богодарованными психофизическими силами вызывает множество заболеваний, злоупотребление естеством и естественными благами окружающими нас? Ненасытность и алчность человека ставят под угрозу существования и природу, загрязняют воздух и воду, флору и фауну и с ними и жизнь самого человека, который живет и дышит этим отравленным миром.
Многочисленны и прекрасны дары, которыми Бог наделил человека. Человек призван использовать их по благословенному назначению, а не злоупотреблять ими. Плодами таких Божественных даров и творческих способностей, данных человеку являются и современные человеческие изобретения, даже средства массовой информации: электричество, радио, кино, телевидение, печать, интернет. Эти и многие другие современные средства общения между людьми и передача духовных, научных, бытовых, нравственных, эстетических и иных ценностей и всечеловеческого опыта, наряду с великим благом человеку и человечеству, тоже могут быть использованы во зло.
При помощи слова, образа, танца и мелодии, эти драгоценные средства содействуют человеческому просвещению, духовному и нравственному преображению, возращению и совершенствованию, человеческому единению и всечеловеческому возрастанию свободе и добре, в укреплении добродетелей согласно богоданной безграничной величине человеческого достоинства.
Но, если этими дарами и средствами злоупотреблять, возникает опасность превращения их в источник помрачения человеческого разума и его гибели. Вместо того, чтобы стать источником просвещения, преображения и исцеления человека, есть опасность, что они станут причиной затмения и отравления человеческого сознания и совести. Разве умаление человеческого достоинства до уровня инстинкта, до воспламенения слепых инстинктов от воздействия образа, слова, игры и музыки, пропаганда насилия, зла и жестокости, не приводит к порабощению человека вместо его свободы, не приводит к увеличению беззаконий, вместо подлинной любви? Здесь все все выставляется товаром на продажу, подчиняется бессловесному инстинкту, власти прибыли, торговли!: Бог и человек, отец и мать, отцовство и материнство, младенец и Отечество!
Разве пропаганда разврата и бесстыдства, которая с помощью этих средств не достигает сегодня самых далеких уголков земного шара? Не становится причиной лишения смысла супружеской и семейной любви, источником извращений, преступлений и насилия?
На самом деле, свобода человека и его права безграничны. Во всем имеет человек свободу и на все имеет право – таким его создал Бог. Но, всякая ли свобода настоящая свобода? И разве все, что человек считает, своим правом есть истинное право, достойное человека? Человек находится на распутье : путь жизни и путь смерти. Разве свобода, с помощью которой человек себя и своего ближнего делает рабом смерти и небытия – истинная свобода? Человек свободен покончить с собою и совершить любое преступление. Согласно ложно понятой свободе, человек может стать каннибалом, убийцей, кровопийцей… Но свобода, которая насилием лишает свободы ближнего и осуществления своего права посредством насилия над другими, лишая их собственных прав и справедливости – превращается в тиранию и беззаконие. Одно отступление от пути добра и жизни рождает бесчисленное количество зол, смертей и несправедливостей.
Таким образом, например, к добрым качествам современного человека и человечества относится борьба за права и свободу человека. Однако, при этом плохо то, что происходит смешение добра и зла, света и тьмы, греха и добродетели, любви и ненависти. Особенно недопустимо под прикрытием прав и свобод человека, отождествление злоупотребления естественными богоданными возможностями человека, в соответствии с божественным устроением целью человеческого бытия. Только люди, освящённые светом Рождества Христова, умеют отличить употребление от злоупотребления, ложную свободу от настоящей свободы, право человека на самоуничтожение от его применения достойного человека и человеческого общества, в зиждительном и животодательном порядке.
Презрение здоровых, Богом данных законов человеческой природы, преображенных Христовым Рождеством в безмерную «меру возраста Христова» и обожествление блуда и прелюбодеяния не могут, по самой природе и нравственному порядку вещей, не закончиться демонизацией и разорением человечности в самой ее сути.
Братья и сестры, мы не можем и для нас недопустимо , ибо свидетели Христовой истины о Боге, человеке и мире, осознавая свое вечное и богочеловеческое звание перед Богом, не указать на эти и другие угрозы, которые в настоящее время ставят под вопрос само существование человека и представляют собой опасность его истинной свободы и прав, оскверняют его богоподобное достоинство. Кроме частных прав и свобод, как известно, есть и коллективные и корпоративные права и свободы – права Церкви, любого общества, права народа и тому подобное. Первые права в настоящее время не соблюдаются, так что не стоит и говорить о вторых. Самый тяжелый пример, к сожалению – отношение многих и слишком многих сильных мира сего к праву сербского народа в Косово и Метохии на его жизнь, свободу и будущее. Помимо всего прочего , чудовищное злодеяние торговли органами невинных сербских жертв ненависти и террора, совершаемое при холодном, равнодушном молчании, а во многих случаях и при соучастии представителей международного сообщества, что бы ни означало это название, которым было прекрасно известно, что на самом деле творилось «на месте». Более того , они подключились к созданию чьей-то, якобы независимости, именно на этом основании! Но последнее слово всегда за истиной и правдой Божьей. Гарантия тому Рождество Христово, мы это чувствуем и знаем.
Рождество – это праздник мира и любви, прощения и примирения, согласия и единства. Во имя этих рождественских, богочеловеческих духовных даров и ценностей, приглашаем всех вас, дорогие наш чада духовные, жить и действовать в духе непоколебимой верности своей Матери Церкви, ее единстве, многовековом устройстве и согласно решениям ее высших и единственно компетентных иерархических начал. Не позволяйте, чтобы никого из вас смущала неправда и соблазняла тяжкая клевета отдельных личностей и группировок, которые руководствуясь своими сектантскими заблуждениями, вольно или невольно служа врагам Церкви и веры Христовой, пытаются оспорить духовный авторитет Церкви и ее законной иерархии и заменить его ложным авторитетом самопровозглашенных вождей. Одновременно, святой долг всех нас молиться Богомладенцу Христу, Солнцу Правды о покаянии и просвещении всех заблудших и о жизни и спасении всего мира.
Наконец, радуясь Христу Богу и Рождеству Его, прославляя Христа Богомладенца, как «единственное новое под солнцем», воспоем все, единым сердцем и единой душой, песню пастырей и ангелов:
«Слава в вышних Богу, на земли мир, в человецех благоволение!»
Архиепископ Печский, Митрополит Белградско-Карловацкий и Патриарх Сербский ИРИНЕЙ
Митрополит Загребско-Люблянский ИОАНН
Митрополит Черногорско-Приморский АМФИЛОХИЙ
Митрополит Дабро-Боснийский НИКОЛАЙ
Епископ Шабацкий ЛАВРЕНТИЙ
Епископ Зворницко-Тузланский ВАСИЛИЙ
Епископ Сремский ВАСИЛИЙ
Епископ Банялукский ЕФРЕМ
Епископ Будимский ЛУКИАН
Епископ Канадский ГЕОРГИЙ
Епископ Новограчаницкий-средне-западноамериканский ЛОНГИН
Епископ Восточно-Американский МИТРОФАН
Епископ Жичский ХРИЗОСТОМ
Епископ Бачский ИРИНЕЙ
Епископ Британско-Скандинавский ДОСИФЕЙ
Епископ Бихачско-Петровацкий ХРИЗОСТОМ
Епископ Осечско-Польский и Бараньский ЛУКИАН
Епископ Средне-Европейский КОНСТАНТИН
Епископ Западно-Европейский ЛУКА
Епископ Тимокский ИУСТИН
Епископ Враньский ПАХОМИЙ
Епископ Шумадийский ИОАНН
Епископ Славонский САВВА
Епископ Браничевский ИГНАТИЙ
Епископ Милешевский ФИЛАРЕТ
Епископ Далматинский ФОТИЙ
Епископ Будимлянско-Никшичский ИОАННИКИЙ
Епископ Захолмско-Герцеговинский ГРИГОРИЙ
Епископ Валевский МИЛУТИН
Епископ Рашско-Призренский ФЕОДОСИЙ
Епископ Западно-Американский МАКСИМ
Епископ Горнокарловацкий ГЕРАСИМ
Епископ Австралийско-Новозеландский ИРИНЕЙ
Епископ Захолмско-Герцеговинский на покое АФАНАСИЙ
Викарий, епископ Хвостанский АФАНАСИЙ
Викарий, епископ Егерский ПОРФИРИЙ
Викарий, епископ Диоклийский ИОАНН
Викарий, епископ Моравичский АНТОНИЙ
ПРАВОСЛАВНАЯ ОХРИДСКАЯ АРХИЕПИСКОПИЯ
Архиеписком Охридский и Митрополит Скопский ИОАНН
Епископ Полошко-Кумановский ИОАКИМ
Епископ Брегалницкий и местоблюститель епархии Битольской МАРК
Викарий, епископ Стобийский ДАВИД
Перевод в сербского Светланы Луганской специально для «Правмир«