Празднование Рождества Христова на Святой Земле немного похоже на само евангельское событие — как тогда о нем знали совсем немногие, так и сегодня здесь Рождество Христово прикровенно, если не сказать, скрывается. Такого широкого празднования, как в христианских странах – в России, в Европе, здесь, конечно, нет.
В первую очередь Рождество заметно среди арабов-христиан из местных жителей, для которых, это величайший праздник. Особенно в городах, где много христиан – Вифлееме, Назарете.
Назарет вообще обладает особым статусом – это израильский арабский город и единственное место в Израиле, где воскресенье – выходной день.
Христианские арабские дома очень заметны, они украшаются, как и Европе, елками и гирляндами. Вход патриарха в храм или крестный ход после богослужения в православных храмах сопровождается арабским скаутским шествием. Эта традиция была заложена во времена британского мандата в 30-е годы и очень прижилась. Англичане много занимались и поддерживали здесь христианские молодежные движения. И сейчас эти скаутские шествия вполне похожи на те, что были у англичан в первой половине ХХ века — с волынками, барабанами, костюмами, юбками. Это действо сохраняется и сегодня у арабов, как некое театрализованное народное молодежное представление. В Вифлееме, как и в Назарете на Благовещение, это всегда есть.
Также в Вифлееме существует традиция делать вертепы, рождественские фигурки из местного оливкового дерева, и это достаточно интересно. Но, в принципе, все такие вещи здесь гораздо более скромные, чем в Европе. Те вертепы, которые мы видим во Франции, например, это совсем не то, что есть на Святой Земле, как ни странно.
Что касается собственно израильской территории, то в Иерусалиме, у Яффских ворот Старого города за пару дней до Рождества раздаются новогодние елки. И раздаются они не просто христианскими организациями, а иерусалимской мэрией — для тех, кто празднует Рождество. Так что, елки в Иерусалиме есть. В приморских городах – в Ашдоде, в Ашкелоне есть даже целые елочные базары. Они пользуются популярностью, особенно среди русского населения.
На государственном уровне, кроме раздачи елок в Старом городе, никаких торжеств нет, а в частном порядке, конечно, очень многие жители Израиля отмечают Рождество и Новый год, в том числе многие из русскоговорящих.
Если говорить о паломниках, то можно разделить западных паломников, которые приезжают к 25 декабря, и православных — к 7 января. Основное место празднования – это, конечно, Вифлеем. В нем, в тех местах, где были сами евангельские события, совершаются две православных литургии: одна в пещерке на месте Рождества, а другая в храме Рождества сверху.
На обеих присутствует большое количество народа. Если говорить о живущих здесь монашествующих и духовенстве, то многие из них придерживаются давней сложившейся традиции. В отличие от паломников, которым хочется быть на Рождество в Вифлееме, на Пасху — у гроба Господня, и так далее, живущие здесь люди обычно посещают один раз то или иное место на праздник, а потом уже остаются в своей общине, монастыре или приходе. Так что, то, что здесь видят паломники в праздники, не всегда соответствует более тихой церковной, монастырской или приходской жизни, которой живут люди в Израиле.