Христос, новый царь Израилев, спасает, став у пролома стены – над бездной смертного небытия, над бездной тления, куда рушится Его тварь – ибо Он «единственный человек, способный на такое мужество» (свт. Григорий Богослов, «Христос Страждущий»).
Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Я не погубил ее, но не нашел. (Иез. 22:30)
Он спасает не себя, как перепуганный царь Седекия при осаде Иерусалима (Иез.12:12), но «многих».
Он одинок. Он лежит в яслях, как Жертва на жертвеннике, готовый на заклание – ибо на этот час Он и пришёл (Ин.12:27).
Мать Его, Дочь Сиона, возводит очи Свои и видит Его новый народ, собирающийся к Нему (Ис. 49, 18; 60, 4). Она отвернула Лик свой – в пророческом предчувствии Своей бесчадности, которую принесет Крест, — но она взирает на многих Своих чад – от востока, и запада, и севера и моря, по Исайе (Ис.54:1), Она – та Неплодная, что веселится о чадах (Пс. 112:9), в которых «изображается» Христос (Гал. 4:19), Сын и Бог Ее.
Богоматерь символизирует Церковь Христа – Церковь от язык.
Она – в доме пира, в доме совершающегося Царства, и знамя Христа над Нею, над Церковью Его – любовь (Песн. 2:4).
Ради любви к ней, черной, но прекрасной (Песн 1:4), Церкви от язык, идёт Он к провалу смерти, лежит он во рве смертном, обвязанный погребальными пеленами. Младенческие пелены Христа – прообраз смертных Его пелен, прообраз Плащаницы.
Пророчески Он лег у края стены «на бок» —
«Ты же ложись на левый бок твой и положи на него беззаконие дома Израилева: по числу дней, в которые будешь лежать на нем, ты будешь нести беззаконие их» (Иез.4:4).
— и Его позу обратно повторяет Богоматерь, Церковь Его, участвующая в Страстях Его.
Он возьмет Крест Свой на плечи, Он будет распят во тьме, наступившей среди полудня, Он явит единственное Свое знамение, знамение Сына Человеческого.
«Перед глазами их возьми ношу на плечо, впотьмах вынеси ее, лице твое закрой, чтобы не видеть земли; ибо Я поставил тебя знамением дому Израилеву» (Иез.12:6)
Но придет время, и Он выйдет через пролом, и выведет Своих с Собою – «путем новым и живым».
«Я… вечером проломал себе рукою отверстие в стене, впотьмах вынес ношу и поднял на плечо перед глазами их» (Иез.12:7)
Знак же того, что Церковь от язык не будет уничтожены гневом Божиим — вервь Раавы, червленая вервь у окна-пролома, которую напоминают очертания закутанной в мафорий от головы до ног Богоматери. По ней Иисус, Великий Вождь, узнает Своих.
Если Иисус отвержен от земли живых, поруган и оплеван, то Церковь Его разделяет ту же самую участь. Её называют «блудницей», её поносят и ругают, но она спасает, ибо она делает дело Христа Спасителя. У них – одно дело. Спасение мира.
Священномученик Ириней Лионский писал:
«То, что пророком, образно представлено чрез действие, Апостол показывает, что оно истинно сделано Христом в Церкви. Так и Моисей взял жену эфиоплянку, которую сделал израильтянкою, предзнаменовывая, что дикая маслина привьется к благородной и будет причастна ее тучности. Ибо так, как родившийся по плоти Христос имел быть иском от народа на убиение, но спастись в Египте, т. е. среди язычников, и освятил бывших там младенцев — ибо Египет изначала был языческий, как и Эфиопия, — то чрез брак Моисеев означался брак Слова, а чрез жену эфиоплянку — Церковь из язычников, и кто ее поносит и обвиняет и издевается над ней, не будут чисты, а будут они прокаженные и изгоняться с земли праведных. Так и блудница Раав, осуждавшая себя за то, что была язычница виновная во всех грехах, приняла трех соглядатаев, которые осматривали всю землю, и скрыла у себя их, т. е. Отца и Сына со Святым Духом. И тогда, как весь город, к котором жила, превратился в развалины при звуке семи труб, наконец блудница Раав была спасена со всем домом своим по вере в красное знамение, как и Господь сказал не принявшим Его пришествия, именно фарисеем, которые вменяли в ничто знамение красного, что означало пасху, освобождение и исход из Египта, — говоря: «мытари и блудницы предваряют вас в Царстве Небесном».
Это – новый Исход, возвращение в землю обетованную, возвращение из плена Вавилонского – навеки, навсегда.
Он, Иисус, не сын Навин, но сын Мариин, входит в небытие, в плен, чтобы явить Свою силу, как Он явил ее в образе плененного Сампсона. Он разрушает средостение вражды (Еф.2:14) – и к Нему приходят все народы.
Он встал над бездной небытия, заполняя ее жертвой. Он возлежит на камне-жертвеннике, а в абсолютно черном проломе белый конь и алый бык – два жертвенных животных.
Он, давший силу некогда сыну Навину, теперь Сам идет в плен, в который недобровольно ушла за Адамом тварь, покорившись греху Адама. И тварь радуется у Его гроба-колыбели, источника воскресения.
Он – тот первенец, который выкупал всех первенцев Израилевых, и был единственный принесен в жертву Богу, Сам – Жертва и Жрец, Приносящий и Приносимый, на Престоле и Гробе.
Он – начаток, первый колос и плод от урожая Воскресения, то, что называли «первиной», «первенцем» землепашцы, отдавая его Богу в жертву. Он – первый плод Воскресения, первенец из мертвых (Кол.1:18).
Он, Князь, внидет, и изыдет, и врата пребудут затворенными, и Он сядет в них (Иез.44:1-3), во вратах Матери Своей, в Царстве, созданной Плотью Его Воскресшей, Той Плотью, что Он взял у Марии, — сядет Он снесть хлеб Свой с собранными от всех четырех концов земли братией Своей, Он – Чудный, Советник, Бог Крепкий, источник Мира и благословения всей земле, без исключения (Ис. 9:6).
И полна чудес пустыня, цветущая, как крин. И фигуры ангелов и людей напоминают древние чудеса – потоки вод из скалы и стамну манны, и перепелов…
Посмотри! Храм Господень исполнен славы (Иез.44:4). Вот они, посмотри — осеняющие алтарь херувимы и пальмы, о которых говорит Иезекииль (Иез. 41:20), они – свидетели, что жив Господь, и что Он – посреде Церкви Своей.
Слышишь – стихии стонут
с высей и до глубин?
Здесь осаждает город
яростный сын Навин.
Алая вервь Раавы
брошена сквозь проем,
колос дщери Моава
цел под смертным серпом,
юной лозой Вооза,
ростком в пустынных краях
отрутся Рахили слезы,
уймется Иаковль страх.
Нет, не сыны Энкиду
рвут горизонта круг –
Урии и Давиду
светлый родился Внук.