«Фриц и Мари сидели, крепко прижавшись друг к другу, и не смели проронить ни слова; им чудилось, будто над ними веют тихие крылья и издалека доносится прекрасная музыка. Светлый луч скользнул по стене, тут дети поняли, что младенец Христос отлетел на сияющих облаках к другим счастливым детям. И в то же мгновение прозвучал тонкий серебряный колокольчик: „Динь-динь-динь-динь!“ Двери распахнулись, и елка засияла таким блеском, что дети с громким криком: „Ах, ах!“ — замерли на пороге».
Эрнст Теодор Амадей Гофман, «Щелкунчик и мышиный король»
Германия — неоднородная по религиозному признаку страна. В период религиозных войн 16 — 17 веках, когда Германские земли напоминали собой лоскутное одеяло, состоящее из небольших княжеств — государств, она разделилась на зоны католического и протестантского влияния. Мы занимаемся приемом паломников в Западной Европе и наш центр Святого апостола Фомы, расположен в древнейшем городе Трире – городе святых равноапостольных Константина и Елены, где правили они с период с 306 по 316 года. Епископская кафедра существовала в Трире непрерывно с периода Первохристианской Церкви и большинство христиан, проживающих здесь – католики, о них мы и будем говорить, ведь живя рядом с ними, мы видим, как подходят они к встрече этого главного для европейца Праздника.
Мы живем в районе Трира — Беконде — это небольшой пригород, которому уже более 800 лет — поселение виноделов, расположенное в идиллических виноградных холмах, сейчас мирно покоящихся под белым пушистым снегом.
Недавно, по делам нашего центра, нам довелось побывать на службе в местной церкви. Можете себе представить, при населении в Беконде 819 человек, около 300 жителей находились в храме, церковь была полна, некоторым не хватило места в храме, все причащались. Священнику прислуживали четыре молодых человека от девяти до двенадцати лет. В этот предрождественский период священник служит в облачении фиолетового цвета- символе покаяния и всем прихожанам рекомендуется особенно внимательно вглядываться в себя и чаще прибегать к таинству исповеди. Период поста в традиции западных христиан называется Advent. Само слово переводится как «приход» и даже этимологически отражает ту рождественскую радость напряженного ожидания рождения Спасителя в Мир.
При паломническом отеле, центра Св. апостола Фомы, созидается домовой храм Московского Патриархата, а расположен отель на Церковной Kirchstrasse (улице) — это значит, что на этой же улице находится католический храм, буквально через 100 метров, служба у них и у нас начинается в одно и тоже время и мы, начиная молиться, слышим, колокол католического храма. Мимо наших окон, верующие католики проходят к себе на богослужение. И мы наблюдаем, что в этот период их значительно больше, чем обычно.
Хочется отметить, что особое внимание в этот период уделяется детям.
Весь период, предваряющий торжество Рождения в Мир Спасителя, наполнен моментами которые с детства помнят и хранят всю жизнь. Рождество воспринимается не только как, безусловно, в эсхатологическом смысле, исходная точка спасения человечества, но, и как воспоминание о Семье идеальной. Весь период подготовки к Рождеству это целая череда событий, призывающих и семью современную отвлечься от внешних дел. Взрослые должны оставить постоянную суету «карьерного роста» и на короткое время стать немного детьми, дети, наверное, подружиться со своими «помолодевшими» родителями. У большинства европейцев не сохранена традиция Рождественского поста. Предваряют Рождество — рождественские базары, со сладостями, глинтвейном и прочими маленькими радостями, а в семьях, только в этот период, бабушки, мамы и дети, пекут особенное, предрождественское печенье. Причем у каждой семьи есть свой особый рецепт, своя особенность, свои маленькие секреты, которые передаются от бабушек внукам. Занятие это наполняет дом особыми запахами — корицы, миндаля и прочих пряностей. Это запах Рождества и ощущение семьи и счастья. Думаю, что в жизни каждого европейца есть ряд ассоциаций, сопрягающий чувства взрослого человека с радостями детства — любовью родителей, уютом, торжеством Праздника. А, как известно, любовь порождает любовь. Поэтому и традиция не угасает, несмотря на секуляризацию современного общества.
Есть еще одна предрождественская радость для детей и взрослых. Это Adventskalender или календарь, предшествующий Рождеству. За 24 дня до Рождества Христова, ребенку дарят специальный календарь, который показывает, сколько дней осталось ждать, особо почитаемого, в традиции западных христиан, Праздника. Все знают, что такое отрывной календарь? Так вот, в этом Предрождественском календаре, каждое утро, не листочки отрывают, а открывают дверки специальных ящичков, в которых спрятан… Сюрприз! Новая сладость, или игрушка. Это даже взрослым интересно, немножко побыть детьми, вместе с ними. В канун Праздника идут в храм, а потом собираются все вместе. Вся семья, где бы ни жили — бабушки и дедушки, братья и сестры, дети. За Рождественским столом, который немыслим без запеченного гуся, собираются все.
Отдельно хочется сказать о рождественской елочке. Ведь она родом из Германии. Традиция ставить елки происходит из 17 века и символизирует воспоминание о Райском древе, потому в старые времена, елку прикручивали к потолку: ведь корни Райского древа находятся на Небесах, с Рождеством Спасителя в Мир, Господь протягивает это древо Вечной Жизни в наш несовершенный Мир и дарит Надежду.
Иногда с паломниками мы оказываемся на Западное Рождество в Париже: Собор Божией Матери Парижской всегда переполнен. На Рождество служат также и детские мессы, очень трогательно смотреть, как дети разных национальностей и рас хором поют Отче наш.
В одном храме служилась месса Александра Тихоновича Гречанинова — известного русского композитора. Он оказался во Франции в 20-х годах, прошлого века, когда ему было уже под 50. Никто его не знал, реализовать себя он не мог, бедствовал. И тут в стране объявляют конкурс на лучшую мессу. Гречанинов решает принять участие в конкурсе. Конкурс проходил анонимно, комиссии объявляли только номера участников, а участвовало больше сотни авторов. И какового же было всеобщее удивление, когда лучшей мессой была признана месса православного русского эмигранта — Гречанинова.
Рождество у немцев, как и у всех, западных христиан 25 декабря, а уже 31 декабря, в канун Нового года, Европа празднует день памяти святого Сильвестра — папы римского. Этот святой почитается и в нашей, Православной традиции. Как глубокий знаток Священного писания, именно он, в царствование императора Константина Великого, в споре с учеными раввинами, На основании Священных книг Ветхого Завета доказал, что всеми пророками было предсказано Рождество Иисуса Христа от Неискусобрачной Девы. Что интересно, даже в светском календаре по сей день этот праздник именуется в первую очередь Днем Святого Сильвестра, а уже во вторую — Новым годом. Это уже более шумный и открытый праздник. Все почти как у нас. Фейерверки, шампанское. А вот завершаются каникулы, которые продолжаются 15 или 16 дней, 7 января, в день Православного Рождества. В этот день Западные христиане вспоминают Трех Волхвов пришедших почтить своими дарами Богомладенца Христа. Дети одеваются в костюмы восточных мудрецов, и с колядками, стучат во все дома и квартиры современных домов. Если дверь открыли, значит, дадут сладостей, а за это получат благословение от Волхвов на весь наступивший год. Это благословение дети пишут на двери мелом или наклеивают специальные наклейки с именами святых Мудрецов с Востока — Гаспара, Валтасара и Мельхиора.
Конечно, Германия не однородна и, как и везде, во все времена, сложно сказать для кого из ныне живущих праздник Рождества — просто традиция, а для кого Радость Пришествия в Мир Спасителя Богомладенца Христа.
Это все тайна человеческого сердца.