Рождество Христово
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы празднуем в нощь сию рождениe в наш грешный, темный, порой страшный мир Живого Бога в образe Господа нашего Иисуса Христа.
С какой радостью с каким трепетом мы ожидаем рождения всякого младенца, с какой радостью мы говорим: «Человек родился в свет». Каждый из нас рождается из небытия, вступая из ничего в бытие сначала временное, а потом и вечное. И совершается это как торжество любви его отца и матери, торжество любви, которое вводит человека в жизнь с тем, чтобы из времени он перешел в вечность.
И вот Сын Божий рождается в нашу жизнь; но не от любви мужчины к женщине, Матери Своей к мужу, а от непостижимой любви Божией к нам, людям, и от неизмеримой веры, преданности, от изумительного послушания и любви к Богу Пресвятой, Пречистой Девы Марии. Как всякий младенец, вступающий в жизнь, Сын Божий, покоящийся в вечности и вступающий во время, вступает в него хрупким Младенцем, беззащитным, уязвимым; как всякий младенец, является как бы иконой, образом любви воплощенной, так и Сын Божий являет реальность Божественной любви и человеческого ответа на эту любовь.
Бог отдает Своего Сына — да, на земную жизнь, но также и на смерть! На смерть, которая Ему всем чужда, с которой у Него ничего общего нет, потому что смерть является плодом нашей отчужденности от Бога, смерть — это плод греха, мертвость души, которая за собой влечет и умирание тела. Воплощенный же Бог, Богочеловек Господь Иисус Христос и при рождении Своем уже бессмертен: и Он принимает смертность, желая во всем отождествиться с нами, людьми, быть с нами заодно, не отлучаясь ни от любви Божией, ни от единства с Ним, чтобы жить нашей жизнью, но жизнью очищенной, прозрачной ко всему светлому, и умереть нашей греховной смертью. Да! Он умирает нашей смертью, не Своей, потому что — как может Вечная Жизнь умереть?.. Но Он приобщается нам и умирает.
Но в Своем рождении Он к каждому из нас, так же как в древности к современным Ему людям, обращается с вопросом: Как отнесетесь вы к беззащитности любви? Как отнесетесь вы к невинности, к предельной уязвимости, к той любви, которая себя всецело, без колебания, отдает нам?
И мы знаем, как проходила эта ночь. Иосиф и Пречистая Дева стучались во всякую дверь в надежде на приют, чтобы Она могла под человеческим кровом родить Своего ребенка… Но каждая дверь перед ними закрывалась, потому что каждой семье было хорошо без них: не хотел никто чужого человека… И эти странники нашли себе приют в пещере, где были ясли для животных; и сами животные, которые, по слову Священного Писания, невинно страдают от человеческого греха, невинно принимали Христа.
Кто еще принимал Его? Ангелы Божии с трепетом и ужасом смотрели на то, как вечный Бог делается пленником времени, как Бессмертный делается добычей, жертвой наступающей смерти. Ангелы Божии поклонялись в ужасе Богу, ставшему человеком.
И волхвы — люди мудрые, люди ученые, которых сама мудрость и ученость привели к изумлению перед сотворенным миром и к открытию Живого Бога; знание, мудрость, искушенность в науке их привели ко Христу. Так и теперь, тысячи людей, изверившись в безбожии, изверившись во всем том, что только материально, только земное, отвергнув кумиров, требующих крови и жертв, обращаются к Живому Богу, таинственному, глубокому, мудрому, исполненному ласки и любви.
И пастухи пришли к этим яслям под руководством ангелов: люди простые, чистого, незатемненного сердца тоже узнали во Младенце, лежащем в яслях, Живого Бога, пришедшего в мир. «С нами Бог» назвал Его ангел, — они это познали.
Со вступлением Христа в мир весь мир стал иным; перестал этот мир стоять лицом к лицу — либо враждебно, либо с тоской — перед далеким, непостижимым, слишком для него великим Богом. С пришествием Христа Бог, ставший человеком, стал живой силой этого мира! И когда мы читаем учение Христа в Евангелии, когда читаем Его жизнь, Его слова, Его действия, да — мы понимаем, мы можем понять, что Христос является единственным человеком в полном смысле этого слова; потому что человек только тогда делается собой в полном смысле этого слова, когда он неразлучно, до самых глубин своих соединен с Богом, перерастает себя и делается богоподобным.
То, что Евангелие нам открывает о Христе, обращено и к верующему и к неверующему, потому что мы все, верующие и неверующее, в одно несомненно верим — в человека. И во Христе мы видим человека совершенного, мирного, победоносного, готового по любви Свою жизнь до конца истощить, отдать для других.
И это нам урок. Не сказал ли Он нам: «Пример Я вам даю, чтобы вы ему следовали»? А как мы живем? Христианская вера — не мировоззрение, а жизнь: надо жить по Евангелию, надо жить, как Евангелие нас учит; иначе каждое наше слово о вере является ложью! Не Христос ли нам сказал, что на суд придут люди, не исполнившие Евангелие, в которое они будто бы верили, и Он им скажет: «Отойдите от Меня, — Я вас не знаю!» И они скажут: Разве мы не молились в Твоих храмах? Разве мы не верили Тебе?.. И Он ответит им: Отойдите от Меня, говорившие Мне: Господи, Господи, но не исполнившие Мои заповеди, не последовавшие Моему примеру, не ставшие людьми — каждый из вас живым, достойным человеком!..
Вступим же теперь во время, когда это стало возможным и на Западе и на просторах нашей Родины, когда свобода дышать дана, когда вера имеет право себя провозглашать! Войдем в этот путь — подвига, не исповедуя Бога устами, не являя Его простой и порой пустой проповедью, но жизнью. Станем такими людьми, чтобы, глядя на нас, всякий мог задаться вопросом: чем он живет? Почему он так не похож на меня, тусклого, скучного, порабощенного?! Откуда у него эта свобода, это величие?! — чтобы всякий человек, ставя этот вопрос, обратился к нам и спросил: Во что же ты веришь? Где твое вдохновение? Откуда у тебя сила жить так, как ты живешь?.. И когда мы сами станем живым вопросом для людей, сможем мы дать ответ: Христос — моя сила, Бог и Господь! Аминь!