На пятидесятый день после праздника Песах иудеи вспоминают дарование Торы на Синае — этот праздник называется Шавуот, «Пятидесятница», и он является одним из важнейших в иудаизме. В украшенных зеленью (по традиции, с этого дня начинается сезон жатвы) синагогах читается не только отрывок из Торы, но и хвалебная молитва Галлель и, что особенно интересно, книга Руфи. Объяснение этой «богослужебной особенности» дается очень логичное: Руфь, прабабка царя Давида, не будучи еврейкой, приняла все заповеди, данные Богом еврейскому народу, и присоединилась к нему.
Кратко напоминаю сюжет. Дети женщины по имени Ноеминь женятся на двух моавитянках (семитский народ, родственный евреям — потомки Лота, племянника Авраама), а сами вскоре умирают. Ноеминь возвращается в землю Иудейскую, но одна из невесток, Руфь, решительно следует за нею со словами: «Куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог — моим Богом» (Руфь, 1:16). Свекровь и невестка приходят в Вифлеем, где через некоторое время Руфь знакомится с дальним родственником мужа Ноемини, знатным человеком по имени Вооз. Вооз и Руфь женятся, от этого брака рождается Овид — отец Иессея, отца царя Давида.
Напомню также, что царь Давид — предок по плоти Господа Иисуса Христа. Это особенно важно для христиан — иначе эта история была бы нам интересна не более, чем еще один назидательный рассказ, тогда как для нас она имеет и исторический, и даже пророческий смысл.
Впрочем, и без дополнительных смыслов книга Руфи — одна из самых трогательных и светлых в Ветхом Завете. Здесь не описываются войны, интриги, страшные грехи и преступления и расплата за них. Здесь не упомянута ни одна молитва ко Господу — но вся эта история дышит Его присутствием. Простая и добрая история о доброте и преданном служении ближнему — том служении, которое в итоге оказывается служением Богу.
На пятидесятый день после Светлого Христова Воскресения, Пасхи, христиане вспоминают Сошествие Святого Духа в виде огненных языков на апостолов. Этот праздник тоже называется Пятидесятница, а у православных — день Святой Троицы, потому что именно это событие раскрыло тайну сущности Божества: Сын посылает Своим ученикам Святого Духа от Отца. После этого ученики выходят на проповедь и несут всем народам свет веры во Христа — Бога во плоти.
Накануне этого дня в православных храмах, тоже украшенных зеленью, на Всенощном бдении читается фрагмент пророчества Иезекииля:
«И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу. И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять. И будете жить на земле, которую Я дал отцам вашим, и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом» (Иез.36:24-28).
Для христианина хорошо понятен смысл этого пророчества: Господь собрал нас, народ Божий, Новый Израиль, из всех народов, призвал к Своему закону, очистил, усыновил Себе и обновил. От края до края земли расходится Слово Божье, посланное учениками Спасителя, и вот уже тысячи и миллионы людей обращаются к Матери-Церкви: «Народ твой будет моим народом, и Бог твой — моим Богом». Христиан «по крови» не бывает — даже крещеный в детстве человек должен сознательно принимать веру и заповеди Христовы, и только таким образом он сознательно входит в семью Господа.
Казалось бы, немного общего у всемирной христианской проповеди и одной личной истории молодой женщины по имени Руфь, а посыл один и тот же. Верность человеческая вознаграждается свыше, и награда эта продолжается в вечности — как в вечности пребывает и царствует Потомок не принадлежавшей к народу Божию по плоти Руфи — Господь Иисус Христос.