— Мне кажется, что вопрос, плохо ли ругаться, тут обращен не к ребенку, а ко взрослому. Бывает, мы сами ругаемся, хоть и понимаем, что это нехорошо. После этого любые диалоги и дискуссии с ребенком вести бессмысленно.
Мы должны сами понять, что использовать брань недопустимо. Только тогда можно что-либо вообще говорить о том, чтобы учить своего ребенка не использовать мат.
Если речь идет о маленьком ребенке и мы слышим от него мат случайно, то особенно драматизировать не стоит. Иногда наши резкие реакции могут сделать только хуже.
Право на негатив
Часто ненормативная лексика становится вариантом выражения мыслей. Мне кажется, для того, чтобы брань не прорывалась в жизнь наших детей, нам неплохо бы дать им инструменты, с помощью которых они могли бы выражать негатив. Не прибегая к нецензурной лексике.
Важно, чтобы ребенок понимал, где находится граница, но эмоции он может и имеет право испытывать. При этом нужно, чтобы он понимал формы и методы — как может проявлять эти эмоции. В борьбе за чистоту слов не должно случиться борьбы с эмоциями.
У меня пятеро детей. И бывает, что они ругаются друг с другом. Борьба за место под солнцем у нас дома иногда может идти с утра до вечера. Понятно, что эту борьбу они и словами решают, иногда могут и подраться.
Из педагогического процесса мы не выходим ни на секунду. Но дети понимают, что в нормативных границах они могут сказать все, что считают нужным. Вопрос лишь в способе выражения.
Ребенок имеет право на негатив, переживание, но в норме.
Да, однажды мы услышали от своих детей мат. Это случилось, когда они учились… ну, не позднее второго класса. Они учатся в обычной общеобразовательной школе. Но на этом внимание мы не акцентировали.
Потом, спустя время, проговорили с детьми, что не стоит такие слова говорить, и все. Да, они могут сказать в какой-то ситуации слова «гад» и «паразит». И могут весьма экспрессивно сказать это. Но это все.
Выругаться в запале
Как реагировать на брань? Никак. Вопрос даже — нужно ли фиксироваться на этом? Возможно, ребенок озвучил это слово потому, что оно регулярно на слуху в его окружении. Вот взял и сказал. Вменять ему это сразу в ответственность не надо. Родитель должен понаблюдать за ребенком.
Если садиться друг напротив друга и говорить, что «это нехорошо», «ты не должен это делать» — получится то, что в народе называется полосканием мозга. Но эта тактика всегда самая проигрышная. Мы, взрослые, терпеть этого не можем, и с детьми не стоит таким увлекаться.
Существует тысяча способов непрямой педагогики. Рассказать жизненную историю, поделиться опытом, и лучше не в этот самый момент, когда ребенок употребил нецензурное слово.
Если проблема не возрастает, если случайно где-то прозвучало нецензурное слово, может быть, вообще не стоит уделять этому явное внимание.
Нужно ли ребенка ругать за мат? Иногда есть ситуации, что только резкая реакция и показана. Но таких ситуаций немного, и в большинстве случаев они связаны с прямой опасностью жизни.
Резкая реакция создает иллюзию, что ты решил проблему в момент.
Но практика показывает, что это почти никогда не работает. В конечном итоге результат приносит только долгая работа. Конечно, хочется нажать на кнопку, чтобы все сразу все поняли, сделали выводы. Но так не бывает.
«Мне сказали, что ты ругаешься»
Если к вам приходят и говорят, что ваш ребенок нецензурно выражается, то это переводит нас к другому вопросу. Кому мы доверяем: чужому человеку или собственному ребенку?
Но и чужой человек может довести до сведения родителей то, о чем ребенок не скажет. Как на это реагировать — нет однозначного ответа. Как родитель я бы ситуацию на самотек не пустил. Другое дело, что у меня бы не было реакции «в лоб». Я бы не пришел к своему ребенку с фразой: «У меня к тебе серьезный разговор, мне тут сказали…»
Если дедушка не видит проблемы
Как быть, если родные и любимые родственники матерятся? Такое нередко бывает. Но тут надо поступать так же, как и в других случаях, когда близкий делает то, что вообще-то не одобряют в семье.
Например, у нас есть курящий родственник. Его уважают и любят, но дети его троллят, напоминая, что курение — это яд.
Мы их не учим этому. Это понятие, которое уже сформировалось у них органично. На раннем этапе был вопрос: почему человек так делает? Мы объяснили: у него слабость. Но нам его не воспитывать. То есть мы живем с этим и понимаем, что ничего хорошего в этом нет. Мы ценим родственника, но это его не оправдывает. Он делает плохо, но влиять на эту ситуацию вне нашей компетенции и вне наших сил. А на вас, детей, влиять мы можем.
Фото: shutterstock.com