– Встреча Предстоятелей Константинопольской и Русской Православных Церквей была запланирована?
— Предстоятели Православных Церквей собрались, чтобы вместе обсудить перспективы созвания Всеправославного Собора. Во время Первой седмицы Великого поста Патриарх Кирилл старается не покидать город, но не все зависит от него, потому что время встречи было определено Константинопольским Патриархом. Патриарху Московскому и всем прочим предстоятелям Церквей в это время придется собраться вместе.
– Как Вам кажется, между Патриархом Московским и Константинопольским будут ли обсуждаться вопросы, связанные с Православной Церковью в Украине?
– Я думаю, что на эту тему никаких официальных переговоров не будет. Потому что повестка встречи известна заранее, и обсуждения этих вопросов там не предусматривается. Им есть о чем говорить и помимо Украины.
– Какие же основные темы этой предсоборной встречи? Пункты этих переговоров? В решении каких самых насущных вопросов сейчас нуждается Всемирное Православие?
– Конечно, будущий Собор не собирается рассматривать догматических вопросов. Речь идет о вопросах канонических. Будет обсуждаться диптих- список Православных Церквей в порядке их старшинства. А также вопросы юрисдикционного устроения православной диаспоры. Это очень болезненная проблема, которая вызывает споры между Православными Церквами.
– Неоднократно встает вопрос о желании Украинской Церкви перейти под юрисдикцию Константинопольского Патриархата…
– Этот вопрос не относится к теме диаспоры. Украинская диаспора уже давно вся перешла в Константинополькую юрисдикцию и таким образом официально не имеет канонического отношения к Украинской Православной Церкви. Очень болезненный вопрос об Американской Православной Церкви, которую не признает Константинополь.
– И сейчас есть перспектива договоренности? На чем она может быть основана?
– Я думаю, что пока этот вопрос не находит своего решения, поскольку не только Константинополь, но и остальные греческие Церкви не признают каноничности Американской автокефальной Церкви. Кстати, ее представители не присутствует в нынешней Константинопольской встрече. Но возможно, что в будущем этот вопрос найдет какое-то решение.
– На протяжении мировой истории не раз политические решения правительств разных государств отражались на жизни Церкви, к сожалению, не всегда благотворно. Какой, на Ваш взгляд, должна быть позиция Церкви в историческом процессе?
– Это зависит от каждой конкретной ситуации. Церковь, с одной стороны, заботится о народе Божием, с другой стороны, утверждает во всем Правду Христову. И каждую ситуацию Церковь должна с этих двух точек зрения оценивать. Что хорошо для Церкви, для народа Божия, и что соответствует Правде Божией…
– Какие важные канонические вопросы, на ваш взгляд, требуют современного православного осмысления?
– Вы знаете, подготовка к Всеправославному Собору началась еще в 60-х годах ХХ века, и накоплено очень много материала. Русская Православная Церковь в 60-х очень активно участвовала в этой подготовке и внесла много предложений для рассмотрения их будущим Собором.
– Но прошло еще полстолетия, многое изменилось, возникли новые проблемы и вопросы.
– Да, это все понимают, и сейчас некоторые вещи, которые казались тогда основополагающими, как, например, борьба против расизма, в наше время отступают на второй план. И с другой стороны, сейчас появляются какие-то новые проблемы, которые требуют своего внимания. Глобализация, нравственный упадок, прежде всего, на Западе. Извращения самих принципов христианской морали. Одно дело – практический упадок нравственности, который, наверное, так или иначе всегда существовал, а другое дело – извращение принципов, что уже означает самую серьезную опасность для духовного выживания человечества.
– Каков будет статус предстоящего Собора?
– Великий Всеправославный Собор – он официально называется так. Собор не будет себя провозглашать Вселенским, потому что Собор получает статус Вселенского уже после рецепции его Церковью. То есть, признание совершается постфактум, Церковь может признать собор Вселенским, после того, как он уже состоялся. Это признание должно подтвердиться следующим Собором. А до всецерковной рецепции, до следующего Собора, не может быть речи о том, чтобы провозглашать этот, еще не состоявшийся Собор, Вселенским.
– Есть мнение, что после Второго Ватиканского Собора западная Церковь пережила возрождение. Как вам кажется, повлияет ли, вдохновит ли современное православие вот такой Всеправославный Собор?
– Я не согласен с такой оценкой состояния Католической Церкви после Второго Ватиканского Собора. Наоборот, в результате Собора, после инициированных им реформ церковной жизни Католическая Церковь пережила большой кризис. Конечно, как положительное явление можно отметить изменение отношений с Православной Церковью. Да, кончился период такого жесткого монополизма в сознании Католической Церкви, она признала определенные преимущества и даже определенную правоту Православной церкви. Но сама по себе Католическая Церковь пережила и продолжает переживать жестокий упадок. Там резко упала церковная практика после того, как богослужение было переведено полностью на национальные языки. Конечно, некоторые приветствовали эту реформу с энтузиазмом. Но большинство людей, может быть, не самых церковных, было ею глубоко разочаровано. Они решили: если все, к чему нас с детства приучали, не тук уж обязательно, и можно в одночасье латинский язык заменить, например, итальянским, то, значит, что вообще многое не обязательно. Зачем вообще в воскресенье ходить в церковь, оставаться в шумном городе, когда можно выехать на природу и спокойно там медитировать где-нибудь в лесу, в горах, молится Богу по-другому, уже чисто индивидуалистически.
Это обстоятельство, конечно, весьма озадачивает Католическую Церковь, и в наше время она делает все, чтобы какое-то место в своей жизни вернуть прежнему, латинскому богослужению. Критики католичества говорят, что уже при Павле VI начался откат от принципов Второго Ватиканского Собора, потом этот отход еще сильнее проявился при Иоанне-Павле II, и еще более определенно – при его преемнике Бенедикте XVI. Что же касается нынешнего Папы, то о нем еще рано говорить, потому что он не проявил себя со всей определенностью, во всяком случае, как теоретик.
– На Ваш взгляд, есть ли в мире назревающая необходимость всеобщего, Всеправославного Православного собора? Как давно не встречались главы Православных Церквей на таком уровне, на уровне Собора?
– Последний Православный Вселенский Собор собирался в конце восьмого века, с тех пор официально Вселенских Соборов не проводилось. Конечно, мы не имеем права утверждать, что они не нужны, потому что Православие страдает от раздробленности, несогласованности, не говоря уже о прямых взаимных противоречиях.
– Но с тех пор много воды утекло, кардинально изменился мирораздел. В мире нет признанных империй… Вы сказали, что один из вопросов этого Собора будет диптих, список Церквей по значимости и по главенству…
– Каждая Церковь имеет такой официальный список. На каждой Божественной литургии Предстоятель каждой Церкви поминает всех прочих предстоятелей Церквей. Как и наш Патриарх поминает всех глав Церквей, начиная с Константинопольского Патриарха, за каждой литургией, которую он служит. Но беда в том, что эти списки не соответствуют один другому. Например, у Русской и у Константинопольской Церквей разные диптихи. Скажем, Грузинская Церковь в Константинопольском диптихе имеет другое место – после Болгарской, находится на последнем месте в ряду Патриархатов. А Американская церковь, как я сказал, вообще отсутствует в Константинопольском диптихе. Конечно, такие вопросы, если и не требуют немедленного решения, то, по крайней мере, должны обсуждаться, чтобы не было таких явных несогласованностей между православными церквами.
– Скажите пожалуйста, а вопросы календаря планируется включить в повестку Собора?
– Нет, этот вопрос не стоит на повестке. Потому что давно уже есть общеправославная договоренность о том, что каждая Церковь сама решает этот вопрос. Собственно говоря, такое решение, как одно из возможных, предложил еще Патриарх Тихон еще до того, как в Константинополе состоялось совещание 1923 года. В самом начале 1919 года Патриарх Тихон направил Константинопольскому Патриарху послание, в котором он, исходя из опыта Русской Церкви, пережившей большевистскую календарную реформу, предлагал Константинопольскому Патриарху инициировать всеправославное осуждение календарного вопроса, и предлагал разные пути его решения. Решение номер один: все остается по-старому в церковном календаре; решение номер два — благословляется переход на новый календарь для праздников неподвижных, как Рождество, с сохранением старой Пасхалии. Третий вариант – православные Церкви переходят на новый календарь и для неподвижных, и для подвижных праздников, то есть, Пасху празднуют по новой, реформированной Пасхалии. И наконец, четвертый вариант – каждая Православная Церковь сама по себе решает календарные вопросы в соответствии со своими местными условиями, но при этом между Православными церквами сохраняется полное братское общение.
И, в общем-то, в настоящее время православные Церкви решают вопрос календаря по четвертому варианту предложения Патриарха Тихона, и не собираются этого менять. Потому что все прекрасно понимают, что календарные реформы уже вызвали, а могут и впредь вызвать глубокие разногласия, расколы и разделения.
– А вопросы общего литургического порядка нуждаются ли во всемирном обсуждении?
– Я думаю, что это может обсуждаться. И даже Русская Церковь еще в 60-х годах приготовила свои предложения по этому вопросу. Если вас интересует содержание этих предложений, я могу вам посоветовать ознакомиться с книгой «Митрополит Никодим и Всеправославное единство». Эта книга издана заботами митрополита Ювеналия в Санкт-Петербурге в 2008 году.
– Но опять же, с тех пор прошло очень много времени, и современность ставит перед церковной жизнью все новые и новые вопросы. Например, все острее становятся вопросы участия мирян в Евхаристии, а вслед за тем –вопросы евхаристического поста… Или это такие местные вопросы, которые должна самостоятельно решать каждая Поместная Церковь?
– Эти вопросы давно уже решены на всеправославном уровне теоретически. Просто каждая Поместная Церковь, и в первую очередь Русская Церковь еще не совсем усвоила эти достижения нашего времени. Если еще остались некоторые священники, которые препятствуют частому причащению, – это, конечно, такая недоработка, которой Всеправославный Собор не будет заниматься.
– Проведение Собора намечено на 2015 год. Как Русская Православная Церковь восприняла инициативу Патриарха Варфоломея о проведении Собора?
– Русская Православная Церковь, как я уже сказал, еще с 60-х годов, с самого начала развития идеи созыва Собора, принимала активное участие в его подготовке. Наша Церковь имеет свои твердые позиции, которые она готова защищать в любое время. Она не считает себя неподготовленной к Собору. Если будет принято общеправославное решение о том, что Собор состоится в таком-то году, Русская Церковь примет его без всяких возражений.
Записала Алиса Струкова
Фото: свящ. Игорь Палкин/patriarchia.ru