Русская Православная Церковь выразила отношение к публичному богохульству
4 февраля Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял документ об отношении к публичному богохульству и клевете в адрес Церкви.
Составители документа, исходя из церковной традиции признают богохульством оскорбительное или непочтительное действие, слово или намерение в отношении Бога или святыни.
«Будучи выражением стремления оскорбить или подвергнуть поруганию Творца, богохульство является одним из самых тяжких нравственных преступлений, — подчеркивается в документе. — Открытое и последовательное противостояние Создателю делает человека неспособным к покаянию, искажает богоподобное устроение человеческой личности».
Документ указывает на тесную связь с богохульством таких грехов, как святотатство, кощунство и осквернение святыни.
Клевета на Церковь признается одним из видов богохульства, а также относится к грехам против ближнего: «Одна из форм богохульства ― это клевета на Церковь как Тело Христово, «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15). В то же время клевета, как заведомо ложные обвинения в не совершенных преступлениях или безнравственных поступках, есть грех против правды, разрушительный для Богом установленного вселенского порядка. В других случаях понятие клеветы, многократно встречающееся в текстах православной традиции, понимается как грех против ближнего (Рим. 1, 30; 2 Кор.12, 20; 2 Тим. 3, 3)».
В то же время, составители документа признают отличие от клеветы критики «негативных явлений в жизни земной Церкви, которые требуют их исправления и преодоления с точки зрения христианского учения».
Богохульство, считают они, зачастую возникает вследствие низкого уровня религиозной культуры, отсутствия знаний о религиозной жизни и недостатка духовного опыта.
«Особым случаем является намеренное богохульство или клевета как провокация, призванная опорочить христианское вероучение или принести вред Церкви Христовой, — отмечается в документе. — Несовершенства в жизни земной Церкви используются ее противниками для оправдания богохульных действий и клеветнических обвинений, которые становятся инструментами публичной кампании для пропаганды противоречащих христианской нравственности общественно значимых решений и для укоренения в массовом сознании антицерковных идей».
По мнению авторов документа, чаще всего богохульство и клевета используются как средство борьбы с религией. В таких случаях грех оправдывается ссылками на свободу совести, слова или творчества.
В документе подробно рассматривается вопрос о богохульстве в светском праве. Говоря о современном положении вещей, отмечается изменение объекта правовой защиты с религиозных представлений на права и законные интересы верующих, их достоинства и религиозные чувства. Это происходит в результате утверждения в ходе истории равноправия религиозных общин. «Подобная ситуация в современном праве обосновывается необходимостью обеспечения одинаковой правовой защиты представителям различных мировоззрений в условиях общества, состоящего из последователей различных религий и нерелигиозных людей, а также представлением о том, что гражданское право не может входить в дискуссии о религиозной истине, вторгаясь тем самым в сферу богословия».
В документе подчеркивается значение религии в общественной и частной жизни. Таким образом, оскорбление религиозных чувств и унижение человеческого достоинства такой значительной социальной общности, каковыми являются христиане предстают реальной угрозой гражданскому согласию.
«В то же время, — сообщается в документе, — защита религиозных понятий верующими не препятствует выражению иными людьми своих убеждений, а также дискуссиям между представителями различных религиозных и нерелигиозных мировоззрений. Под предлогом противодействия богохульству или диффамации религии не должны преследоваться люди, допускающие критику тех или иных религиозных мировоззрений. При этом необходимо следование принципам взаимоуважения, честности и корректности в межрелигиозных и мировоззренческих диалогах. Отношение к другим убеждениям не должно выражаться языком оскорблений и унижений, соединяться с подменой понятий, фальсификациями, призывами к применению насилия к людям, исповедующим иные взгляды…
В случае публичной клеветы на Церковь Христову правовой защите должно подлежать достоинство Церкви, как неотделимое от совокупного, коллективного достоинства всех ее членов».