Поздравляю вас с праздником всех святых, в земле Российской просиявших! Для нас, живущих в русской земле — это большой и дорогой праздник!
Русская Церковь существует уже 1000 лет – прошло уже тысячелетие со времени крещения Руси и со времени блаженной кончины князя Владимира, крестившего Русь. Вся Русская Церковь в разных странах будет широко отмечать это событие, потому что Владимир — воистину равноапостольный князь, крестивший эту громадную территорию! Русские приняли сначала фотиево, потом владимирово крещение и издревле прославились своими духовными подвигами. Нет необходимости говорить о всех поколениях русских святых с IX по XXI века, которые явили множество подвигов святости. Мы верим, что Русская Церковь никогда не перестанет существовать и до конца времен свидетельствовать о полноте христианской веры в Православии перед всем миром. Таково призвание Русской Церкви и всех ее членов.
Подвиг Русской Церкви, русской святости, возник еще раньше, до Владимира, только мы об этом мало знаем. Так называемое Фотиево крещение Руси совершилось за 100 с лишним лет до князя Владимира. Впервые название народа «рус» или «рос» появляется в византийской хронике в 861 г., когда киевские славяне под предводительством Аскольда и Дира напали на Константинополь, спасенный Божией Матерью: тогда после молитв святого Патриарха Фотия и всего народа произошло чудо, и язычники крестились. Память об этом чуде сохранилось в празднике Покрова Божией Матери. Сам Патриарх Фотий свидетельствовал, что русы, которые были «нашими врагами, злыми, жестокими, кровожадными» и прочее, «теперь молятся с таким же усердием, с каким раньше творили беззакония»[1].
День всех русских святых — это не только русский праздник – это праздник Вселенской Церкви. В русской земле всегда жило много национальностей. Это очень хорошо — Русская Церковь – она, конечно, русская, но в нее входят представители разных народов.
Важно понимать, что Православная Церковь состоит не из национальных Церквей, а из автокефальных. Национальный принцип противоречит духу Нового Завета. В Церкви «ни еллина, ни иудея, варвара, скифа, но все и во всём Христос» (Колос. 3,10)»[2], как говорит апостол Павел.
Национальность, конечно существует. В Библии мы читаем о вавилонском столпотворении: когда человек согрешил, люди, прежде чем расселиться по земле, из гордости захотели построить башню до самого неба. Это не было угодно Богу, и тогда Он смешал тот первый древний язык, на котором все говорили, и народы разделились. Они стали говорить на разных языках, и, естественно, перестали понимать друг друга, поэтому стали враждовать. Так Священное Писание смотрит на происхождение языков и народов. В мире появились национальности.
Национальный настрой, который мы иногда видим в некоторых странах — это совершенно неправильное явление. Национализм разделяет народы. Нам важно другое — объединение во Христе. Конечно, каждый народ, как и каждый человек в отдельности, вносит в Церковь что-то свое. И для нас имеет огромное значение, что так сложилось, что Русская Церковь стала самой большой Церковью в мире. Всемирное Православие невозможно представить без Русской Церкви, без нее оно просто не устоит. Господь воздвиг великую Русскую Церковь для утверждения Православия во всем мире.
Другое дело, что мы с вами плохо совершаем этот подвиг в Церкви. Мы и для себя-то не можем сохранить Православие, мы его легко теряем, легкомысленно предаваясь суете. В этом наша большая вина. Каждый из нас должен свидетельствовать о христианской вере хотя бы перед своими близкими людьми. Я уже не буду перечислять все наши грехи, которых так много. Мы должны помнить о нашей ответственности и нашей неготовности.
Русское благочестие ярко проявилось еще при Патриархе Фотии до крещения Владимира, оно же проявляется во все времена. И в наше время оно себя являет с необычайной силой! Пройдя через все испытания ХХ века, Церковь возродилась и продолжает совершать свое великое спасительное дело. Хотя положение Русской Церкви после отступления русского народа от веры, начавшегося в XVIII — XIX веках и, особенно проявившееся в ХХ веке, остается очень тяжелым, тем не менее, во всем мире трудно найти такое подлинное благочестие, как среди русского народа. Это выразилось в сооружении множества монастырей и огромного количества храмов, которые возрождены и заново построены, во всех разнообразных видах церковной деятельности, на всем пространстве Русской Церкви.
Сегодня тоже есть святые люди, без молитв которых ничего этого бы не было. Праведниками, которых мы часто не узнаем и не видим, стоит наша Церковь, и наша страна, да и весь мир.
Будем по возможности побеждать наши мелкие трудности, наши грехи. Мы с вами ничего не умеем совершить полноценно — ни помолиться, ни доброго дела сделать, не удержаться от злого слова. Так будем помнить, что без усиленной молитвы и без доброго дела мы с вами не устоим. Церковь Русская устоит, а мы с вами, возможно, не устоим, когда наступит час испытаний. Вот что страшно! Будем же нести подвиг благочестия, молитвы и любви! И да помилует нас Спаситель, молитвами Пресвятой Богородицы, Которая простирает Свой Покров над Русской Православной Церковью и над русской землей, и молитвами всех русских святых.
[1] «… даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос — те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу! Но ныне, однако, и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан,… поставив в положение подданных и гостеприимцев вместо недавнего против нас грабежа и великого дерзновения. И при этом столь воспламенило их страстное стремление и рвение к вере … , что приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды.» (Окружное послание Фотия, Патриарха Константинопольского, к Восточным Архиерейским Престолам).
[2] «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всём Христос». (Колос. 3,10). «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3, 27-28).