21 ноября в храме св. Татианы при Московском университете состоялся вечер «10 лет. Русский дом в городе святого Марка», посвящённый десятилетию Прихода святых жен-мироносиц в Венеции.
На вечере присутствовали архиепископ Егорьевский Марк, настоятель прихода святых жён-мироносиц протоиерей Алексий Ястребов, протоиерей Владимир Вигилянский, протоиерей Максим Козлов.
Десятилетию прихода в Венеции была посвящена фотовыставка работ Владимира Асмирко в храме св. Татианы. На встрече был также показан его видеофильм «Десять лет и два века с народом Божиим. Русская церковь в Венеции».
Там же состоялась презентация книги Михаила Талалая «Вдохновительница наших успокоений. Российский некрополь в Венеции».
Вечер завершился концертом итальянского хора «Coro delle cicale» («Сверчки») под управлением Джузеппины Казарин, исполнившего народные песни разных областей Италии.
Мы нуждаемся в ваших молитвах
Открывая вечер, настоятель прихода святых жен-мироносиц протоиерей Алексий Ястребов отметил:
Для кого-то Венеция – это имена многих деятелей культуры, и даже сложно представить себе, что там есть православие. А между тем, только в островной части современной Венеции проживает более 5000 молдован, более 1000 украинцев – то есть, мы имеем более десяти тысяч потенциальных прихожан Русской православной церкви. Помимо этого есть православный приход в континентальной части страны. Кроме того, на островах исторически присутствует много греков и находится огромное количество христианских святынь первых веков.
Деятельность русского прихода в Венеции имеет свою специфику. Многим прихожанам гораздо удобнее ездить в континентальную часть и, тем не менее, они приезжают на острова, так как именно там сосредоточена большая часть православных святынь. На островах в основном проживают и паломники.
Деятельность прихода, расположенного в столь особом месте, имеет три направления. Помимо обычного окормления паствы, это еще и свидетельство, которое заключается в поддержании дружелюбного заинтересованного диалога с католиками. Занимается приход и устройством паломников.
Состав прихода текучий, сейчас там осталось лишь несколько человек из тех, что были при основании общины десять лет назад. Венецианская специфика такова – мы крестим, венчаем – и люди уходят. В результате в составе общины нет, например, чтецов или алтарников, которые были бы ею выращены, как это обычно бывает в России.
Основные тожества по случаю десятилетия прихода, а также 230-летие основания первого русского прихода в Италии, прошли в мае этого года. Теперь проводится их «московское послесловие». Это хороший предлог для того, чтобы приход почувствовал себя нужным всей Русской церкви.
Находясь вне Родины, мы очень нуждаемся в ваших молитвах, в том числе и об обретении собственного храма, без которого мы измучились. Сейчас ведутся переговоры о предоставлении Приходу святых жен-мироносиц участка под строительство. Скорее всего, это будет в континентальной части страны, так как на островах нет свободной земли.
Помимо Благой вести, бывают ещё «благие новости»
Продолжил вечер фотохудожник, режиссёр и оператор Владимир Асмирко.
В 90-е годы я работал оператором телевизионных новостных программ. Снимали то, что тогда составляло основу телевидения – криминал, чередовавшийся с выборами.
Моим личным поворотным моментом была стенгазета в какой-то управе: на обычный лист ватмана наклеили любительские фотографии одной поездки с детьми. Тогда я понял, что есть какая-то другая жизнь, помимо той, которая попадала в наши объективы. И что, помимо Благой вести, бывают ещё «благие новости».
Представленная здесь фотовыставка – это попытка рассказать о Приходе святых жён-мироносиц с самого момента его основания. Венеция завораживает и видами города, и особыми венецианскими туманами, и эффектами солнца, и высокой водой, которая так радует туристов и огорчает местных жителей. Но еще в ней очень много раннехристианских святынь.
Что же до представляемого фильма, то это пилотный проект серии, которую мы планируем.
Сан-Микеле – «Михайловский остров»
Вечер был продолжен рассказом писателя и краеведа Михаила Талалая.
Довольно странно, на первый взгляд, посвящать книгу, приуроченную к юбилею, некрополю. Однако, в данном случае, речь идёт не просто о смерти, но о смерти в Венеции. Я много занимаюсь некрополями, и обычно люди просят похоронить их либо на Родине, либо рядом с родственниками. Единственное исключение – Венеция.
Русский некрополь на Сан-Микеле небольшой — около пятидесяти захоронений, однако почти все погребённые здесь – яркие деятели культуры – это Сергей Дягилев, Игорь Стравинский.
Помимо русской удалось обследовать также лютеранскую и армянскую часть некрополя. На лютеранской части кладбища Сан-Микеле покоится Иосиф Бродский. Получается, что его строчки :
Ни страны, ни погоста
не хочу выбирать.
На Васильевский остров
я приду умирать
в жизни воплотились иначе. Местом упокоения поэта стал остров «Михайловский».
В ходе исследования выяснилось также, что насельником армянского монастыря в Венеции долгое время был Константин Айвазян – родной брат художника Ивана Константиновича Айвазовского.
В завершении вечера настоятелю храма святой Татианы при Московском университете была вручена памятная медаль из муранского стекла с датами основания первого российского прихода в Италии и прихода святых жен-мироносиц в Венеции.
Текст — Дарья Менделеева , фото — Владимир Ходаков