Сегодня для русского народа церковь – факультатив, а Христос – дальний родственник. Об этом родственнике половина россиян вспоминает раз в году, а другая не вспоминает вообще. И лишь небольшая часть воспринимает это родство буквально.
Сегодня наши соотечественники живут не Христом, а химерами прошлого. Советские тоскуют по коммунистической империи. «Верующие» — по Святой Руси семнадцатого века и Домострою. Но ни те, ни другие, в своем большинстве, не связывают себя с настоящим и не хотят, и не умеют думать о будущем. А о том, что мы — русские, телезрители вспоминают во время спортивных игр, в день Победы и на крестинах.
В Израиле и Чечне это не так. Для них дом молитвы – это место единения. Там они вспоминают об уроках их веры, заданных им на дом, на жизнь, на вечность. Там они замышляют общие действия, помогают друг другу и чувствуют себя единым народом. А главное — они там по-своему ощущают призвание к миссии.
Разумеется, история народов многопланова. Ее как шар можно сечь по разным плоскостям. Но мне кажется полезным провести эту плоскость по сечению «Договор Бога с народом». А реализованный договор – это миссия.
История здравствующих народов всегда сопряжена, хотя бы частично, с миссией. Им дается в удел Божий виноградник, от которого питаются они сами, а часть оставляют Хозяину. Раньше Европа была полна харизматичными пассионариями. Нельзя сказать, чтобы все европейцы были христианами, но у Бога лучших работников не было, и поэтому Великобритании было поручено разнести Библию и проповедь о Христе во все концы света. Как только Библия легла на стол последней гостиницы в южном полушарии, как только последний вождь на Таити взял в руки Евангелие, величие Британии стало меркнуть и сошло на нет.
То же произошло с Россией. Трудно сказать, оставила ли наша страна какой-то христианский плод в сердцах жителей Азии и Кавказа. Возможно, семена христовой веры прорастут через века. Но сегодня, не видя результатов, Россия явно выдохлась и потеряла себя, и, соответственно, потеряла будущее. Народ сейчас живет ожиданием пятницы, Олимпиады и ударов по Сирии. И самое главное — большая часть россиян потеряла веру, а с ней надежду.
Но если в народе нет надежды и он идет не к Богу, а на футбол, то зачем ему и быть? Богу не нужны полуверки или, тем более, антихристы.
Народ стоит праведниками. Меру или процент праведников, на которых держится народ и страна, знает один Бог и это тайна. Но если праведников в стране не будет, то она обязательно рухнет.
В Европе о работе Божией, народе и о праведниках говорить становится опасно. Это вызревает в табу. В пост-христианском юридическом сознании де-юре народа как бы нет. А де-факто он есть. И всякий нормальный человек, как бы ни любил Христа, все-таки несколько больше, чем об остальных согражданах, думает о родителях и семье. И всякий нормальный человек ощущает свою связь со своим народом. И ему вместе с народом трудно, радостно или горько.
В европейской юриспруденции народ есть вредный фантом. Но Бог в сегодняшнем Евангелии о Злых виноградарях обращается именно к народу, как к некой надличностной сущности. Очень интересно то, что, несмотря на интернационализм христианства, сам Христос постоянно говорит о народе, как о субъекте, имеющем с Ним некие отношения.
Сущность народа — его лучшая часть. Лучшая часть старается жить в соответствии с замыслом Бога об этом народе. И то, что Бог думает о России, называется «Святой Русью». Без сомнения, есть подобная мысль Бога о святой Франции, Америке или Греции.
Греция придумала храмы, молитвы, иконы. Греческая церковь нашла форму литургии, накопила опыт практической жизни монашества, открыла глубины богословия. Таким образом, Византия выполнила некий вселенский урок Бога. Греки до сих пор не забыли об этом избранничестве и тоскуют о великих и славных делах предков, сотворенных ради Христа и вселенной.
Подобным вдохновением была когда-то охвачена Россия, которая в порыве пассионарности подумала взять на себя ношу реализации опыта византийского христианства на просторах Севера и Востока, вплоть до пределов мира. Это вдохновение приняло форму «Третьего Рима». Однако теперь ясно, что это был только благодушный порыв, и Россия не стала не только Третьим Римом, но имеет к Пакс-Романа или Византии самое отдаленное отношение.
Россия, взметнувшись в порыве миссионерства, надорвалась сначала на Кавказе и в Азии, не сумев проповедать Христа, а потом сокрушилась во втором акте драмы, в попытке самообмана принести народам всего мира братство, равенство и свободу. И падая, она отомстила Церкви за правду о счастье, свободе, Боге и народе.
Таким образом, лучшая часть народа – это Божии люди, живущие ради миссии.
История растерзания Русской Церкви и Божиего народа стала одной из самых чудовищных страниц истории человечества. Церковь по определению — Тело Христово. Наша страна повторно распяла Сына Божия. Распяла так же, как это сделал древний Израиль. Россия, как и он, собралась спасти мир, а не спасла сама себя, подняв руку на Христа. Как древний Израиль гнал пророков и апостолов, так и наша страна гнала и казнила святых. Как Израиль конвертировал таланты в бизнес и политику, так и дары России ушли в песок балета и ракет. Балет и бизнес — это здорово, но не для этого был создан мир.
И вся наша история, словно нарочно, была очень точно описана в Евангелии. В отрывке и про данный нам сад, и присвоение даров себе, и убийство Сына:
Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.
На это сходство обратил внимание в 1920 году Патриарх Тихон и написал, что с нами будет то же самое что с теми, кто кричал: «Распни, распни» — отнимется у нас виноградник.
У кого — «у нас»? Кто народ?
Для Бога мало что значит набор хромосом. Его народ — все любящие Его. Он взыскует только избранный народ, людей взятых в удел. Он беседует только с ним. Остальные не слышат Его речь, потому что по своей воле маршируют за пределы Божиего мира. Пусть их, этих добровольцев тьмы, и особенно тех из них, кого уже давно нет в живых. Здесь и сейчас уже нет ни Ленина, ни Троцкого, ни маршалов, травивших в Тамбове народ газами. Какой смысл пенять мертвым? Договор Бога с людьми сегодня пролонгирован на нас.
Мы просили быть Его людьми и Он взял нас в удел и дал Свой Божий сад. Часть этого сада дана нам на земле, а лучшая его часть приготовлена на небе.
Здесь нам всем поручена некая Божия работа, имеющая отношение к Его дарам, которые можно уподобить винограду. Как из винограда готовится вино для причастия, так и наша жизнь должна давать что-то для литургии. Наш виноградник — это душа, наша семья и наша страна. И все это может у нас отняться, потому что мы часто гоним тех, кто приносит нам слово правды. Христос Сам часто приходит к нам со своим словом. Мы много раз слышали слова Христа, слова святых, и часто оставляли их без внимания или, даже, отвергали. По сути дела этим мы гоним и Христа.
Наша страна почти весь двадцатый век гнала Христа. А сегодня ей почему-то кажется, что ее народ, то есть все население страны, почему-то одарен особенной милостью среди других племен. Нам кажется, что, несмотря на десятилетия злодейства, эта избранность не утрачена, а договор с Богом не нарушен. Нам почему-то кажется, что мы – вселенский оплот веры.. А верность Богу мы видим, в первую очередь, в верности мощному государству. Любому. Словно любое государство способно быть сосудом Христовым.
Что такое государство в глазах Бога? Что за такая уж ценность? Пропал древний Израиль. А как он был велик в глазах Бога! Разгромлена, поставлена на колени и обращена в ислам великая Византия. Что ждать нам — ветви привитой и малоплодной? Уж если страна торжества Православия, святых отцов и чудотворца Николая превращена в европейский колхозный огород, то чего ждать нам?
Мы сейчас слабы и нас лихорадит от комплекса неполноценности и связанной с ним мании величия. Нам Америка снова враг и мы вновь желаем с ней бороться. Нас пьянит память о своей прошлой избранности и уникальности. Но избранность и уникальность есть производные от меры общения с Богом, от меры принятия в себя Христа. Если камни удобрять Дарами, то и камни через тысячу лет будут танцевать в Большом театре и придумывать радио.
Мы видим путаницу и не отличаем народ Божий от населения и гражданства. Население, народ и люди, взятые в удел — не одно и то же. И то, что мы можем иметь с антихристами один язык и одну землю, не означает того, что мы должны иметь с ними одну судьбу, одну веру и одну душу. Что может быть у нас общего с врагами Христа?
Да, Христос имеет в виду народ, как со-работника. Он обращается к народу. Он ждет от народа исполнения миссии. Но вот в чем тонкость: народ — это не иудеи, не русские, не французы и не греки. Его удел — те избранные, кто любит Бога. Это к ним обращены слова о виноградарях. Мы уже видим, что в Евангелии нет диалогов с администрацией, солдатами, юристами, властью, художниками. Это деление на сословия и диаспоры Богу неинтересно. Христос обращается только к Своим. Он радуется вере иудеев-апостолов, римского центуриона и самарянки. А все они разноплеменники. Но они свои.
Российские политики озабочены придумыванием национальной идеи, которая могла бы собрать народ в одно тело. И все напрасно. Гражданские свободы, изобилие и социальные льготы – это только инструменты, но никак не цель жизни человека. Они знают, что лгут, и ищут лжи. А идея проста – быть народом Божиим.
Если мы хотим быть народом Божиим и быть первыми на работе в Божием саду, то у нас должно быть отчетливое понимание как своей личной миссии, так и миссии Божиего народа России. Христос нам дал жизнь, веру и Его дары там, где Он от нас ждет верности – в России. Решение противоречия состоит в том, что, будучи неким единым Божиим народом, мы призваны проповедовать его своей родне и стране на родном языке. Всем нам поручено апостольство, как и Его первым ученикам.
Просто народ, как носитель языка или определенной гаплогруппы, Богу важен лишь только как корзинка для цветов. А сами цветы — это тот народ, с кем Он имеет дело. Цветам в корзинке удобнее быть букетом, но никому не нужна пустая корзинка. Свой виноградник виноградарь любит во все времена года. И когда он весной цветет и полон жизни, и когда он сух и полумертв зимой.
Садовник любит свой сад. Любит и заботится о растениях этого сада. Рад весной его цвету, грустит по осени, когда нужно спиливать сухие деревья и собирать увядшие цветы. Нам дан виноградник – Россия. Как же нам не любить Божию ниву и не радоваться Его доверию и надежде? Ведь это не просто страна – это Его сад, сохраненный Им в веках и данный нам для работы. Только ради этой работы мы пришли в мир.
Но есть ли у нас отчетливое понимание того, как мы должны послужить Богу в нашей стране? Видим ли образ Святой Руси так, как ее видит Бог? Слушаем ли мы Сына, приходящего ежедневно в наш виноградник? А если нет, то чем мы лучше этих злых виноградарей?..
Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла. Это от Господа, и есть дивно в очах наших.
Евангелие о Злых виноградарях кончается странным словом восхищения:
— Это от Господа, и есть дивно в очах наших.
А что дивно? Дивны две новости: «плохая» и хорошая. «Плохая» состоит в том, что наша злоба и лень не останутся без Суда. А хорошая состоит в том, что, несмотря ни на что, мы добровольно взяты в удел, и нам дан виноградник, и мы общаемся с Христом и трапезничаем с Ним на Литургии. Дивно, что мы можем приносить плоды нашей жизни Богу, а Бог принимает их и возвращает нам в виде Даров. Разве это не дивно – работать великому Богу и общаться с Ним в нашем винограднике? Кто мы и кто великий Держатель Вселенной? Но вот Он любит нас, и это в самом деле дивно.