Руководитель отдела по связям с общественностью Благовещенской епархии священник Святослав Шевченко в своем блоге размышляет о геополитическом значении визита Святейшего Патриарха Кирилла в Китай
Китай — это единственный сильный союзник России на мировой арене. Если мы не сплотимся перед лицом коалиций, пытающихся поиграть в мире роль вершителей судеб, то наши страны могут ожидать воплощения сценариев, реализованных, например, в Ливии и Сирии… Думаете, преувеличиваю?
Меня, например, настораживает тот факт, что в последних кассовых блокбастерах с Арнольдом Шварценегерром, Анджелиной Джоли, Томом Крузом и Брюсом Уллисом в главных ролях, боевые действия происходят на территории России. И в Москве, по задумке забугорных сценаристов, просто какое-то логово мирового терроризма. Вас не пугает, что из Москвы снова лепят образ мирового зла?
Так вот, вернемся к нашим союзникам — китайцам. Вспомните, какие страны блокировали проекты вторжения в Ливию и Сирию, которую настойчиво протаскивали через ООН? Правильно, Россия и Китай. Поэтому просто уверен, что мы должны попытаться найти между нашими странами как можно больше общего, и не только во внешней политике. Одним из таких моментов может стать Русское Православие.
Китай против пятой колонны
Многие, наверное, слышали, что Святейший Патриарх сейчас в Китае. Но мало кто догадывается, какая стратегическая задача стоит перед главой Русской Церкви. Уверен, что перед главой Церкви стоит вполне четкая геополитическая цель. Сейчас попытаюсь объяснить как я её понимаю.
Сегодня в Китае Православие находится в зачаточном состоянии. И это неудивительно. Китайские власти не хотят у себя под боком пригреть пятую колонну в виде той или иной конфессии с центром в иностранном государстве. Поэтому на территории Китая священники-иностранцы могут служить только для иностранцев, но не для китайцев. Главным условием совершения религиозных служб для граждан КНР является китайская национальность священнослужителя.
К сожалению, последний китайский православный священник умер, если не ошибаюсь, в начале 2000-х. А значит, Китайская Православная Церковь по своей сути обезглавлена. Православные общины в Китае, это, грубо говоря, кружки по интересам, в которых члены не имеют возможности получать церковные таинства. И за тем, чтобы китайцы вдруг не получили эти таинства из рук иностранных священников, строго бдит государственное управление по делам религий. Например, когда прошлым летом православные китайцы из Харбина приезжали в гости в Благовещенск – их уполномоченный не дал «добра» на причащение харбинцев в русском храме.
Христианский бум и выгода России
По словам специалистов, сейчас КНР переживает христианский бум. Статистика обнаруживает рост приверженцев католицизма и протестантизма среди китайцев. И это обосновано. И католики и лютеране в Китае имеют своих еписков-китайцев и священников-китайцев, а значит, официально могут служить для граждан КНР. К сожалению, у православных христиан в этом плане все запущенно.
Встречал обывательские реплики. Дескать, московский патриарх приехал, чтобы расширить сферу своего влияния. Но гипотеза несостоятельна, поскольку Русская Православная Церковь предоставила полную автономию Китайской Православной Церкви еще в 50-х годах 20 века. Говоря обывательскими терминами, Русская Церковь с этого ничего не поимеет. А вот в геополитическом плане – выгода для всей России просто неоценима.
Если объяснять на пальцах, то православный китаец против православного русского ничего дурного замышлять не станет. Ведь Православие без преувеличения является национальным кодом для России. А если этот код встроится еще в сознание китайца, то взаимоотношения Китая и Россия выйдут на качественно новый уровень. Может, это немного наивно звучит, но я уверен, что именно так и будет.
P.S. Не рассматривал в этой публикации духовных последствий развития Православия в Китае, поскольку считаю, что они просто очевидны.