Один знакомый священник любит во время крещения подождать, когда родители и восприемники плюнут в сатану и потом объявить:
— Он вам этого никогда не простит!
Мне, наоборот, хочется предупредить народ заранее, чтобы человек ответственно подошел к делу. Вообще, люблю крещение и стараюсь не только внятно читать, но объяснять по ходу дела смысл наших совместных шагов.
Все таинство Крещения драматургически выстроено как иллюстрация мироздания от сотворения человека до воскресения Христова и обещания будущих благ в сонме святых. А погружение в воду купели – это прямая цитата погружения Христа в Иордан. Об этих подобиях много написали святые мужи, а только расскажу о том, как это бывает в сердце русской земли, в Рязани.
Как и все добрые христиане, рязанцы любят Бога, но редко бывают в храме. Начало всегда грустное. Приходят часто хмурые и недоверчивые. Улыбнутся тебе редко, а так смотрят на попа, как на мужика в платье — с изумлением и даже недоумением. Особенно мужики. Совсем недобро смотрят. А я думаю себе: «Но я-то знаю, что потом ты, все равно, будешь радоваться. И на фотокарточке ты останешься с улыбкой».
— Начинается Крещение воспоминанием того, как Бог сотворил человека, вдунув в него жизнь. Я трижды дуну крестоообразно на лицо оглашаемого и трижды назнаменую его крестным знамением, напоминая этим, что создал Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою Дуновение Божие возбуждается и обновляется дуновением священника
И добавляю:
— Нам только кажется, что родители наши — Сергей Иванович или Нина Петровна. Это не правда. Они, как и мы, только опекуны. Нам только на время дали детей, чтобы мы их воспитали на то, на что их уготовал Бог. А Бог создал нас из праха таким же вот дуновением.
И дую. И все разом замолкают. И дальше:
— Сейчас, я силой данною мне от Бога и Церкви произнесу три запрещения на нечистых духов.
В старинной церкви голос гулко несется под своды и гремит там мощным эхом:
…Запрещаю тебе Богом, показавшим древо жизни и поставившим Херувимов и пламенный меч, обращающийся, чтобы охранять путь к древу жизни будь запрещен Им (Богом), ходившим по морским волнам, как по суше, и повелевавшим бурным ветрам (перестать), запрещаю тебе. Тот, взор Которого проницает до оснований бездны и гнев Которого разрушает горы, повелевает тебе ныне через нас: убойся, изыди и отступи от создания сего, и да не возвратишься, и не утаишься в нем…
Словно гром такие слова для души. В эти секунды мне всегда кажется, что по храму ходят тугие волны ветра, бьющиеся в дрожащие стены. Святые с икон смотрят строго, как небесные воины. Народ стоит не живой, не мертвый. Беседа с духами, в самом деле, выразительна. И когда в довершение оглашения, я прошу плюнуть в рожу сатане, добрые христиане уже морально готовы сделать это сознательно и с удовольствием. Он ведь и в самом деле НИКОГДА не забудет этот плевок. Он обязательно отомстит, если сможет. А сможет тогда, когда мы это ему позволим. Поэтому у нас нет другого пути, как только путь к Свету.
Но это только оглашение, то есть только наше намерение и свидетельство, что человек хочет стать Христовым другом. Это не таинство, а только свидетельство нашей готовности к нему.
Многие, приходя на крещение, думают, что оно дает защиту от болезней и колдовства, обряд — на удачу и везение, а крестик — амулет на все случаи жизни. Не разъяснить человеку того, что тельник — это Крест — это профессиональное преступление священника. Они-то потом будут думать, что Христос его забыл, раз заболел или выгнали с работы. Значит, ты, как священник, стал косвенной причиной такой хулы на Бога. Моя задача объяснить, что человек или идет за Христом, или ему нужно будет чистить сапоги усатому хозяину не только в аду. Сатана не простит не только плевок в храме, но даже того, что Бог почтил этого червяка любовью уже при рождении. Ему невыносима мысль, что мы любимчики Бога. Ревность — это могучее чувство. Сатана не простит и в том случае, даже если человек и не придет в Церковь. Он нас ненавидит в любом случае.
— Бог в самом деле нас любит и в самом деле, мы Его любимые дети. И как наследникам Он дает нам приличное наследство — силу и благодать. Собственно, сразу четыре таинства дают нам все то, чем владели могучие святые подвижники, чудотворцы, апостолы, мученики и блаженные угодники. Елеопомазание, крещение, миропомазание и причастие.
— Христос в переводе с греческого — «помазанник». А нас, чад Христовых помазывает священник. Помазанием елеем свидетельствуется освящение мысли, желания и действия. Ты вступаешь в завет с Богом. Помазание дается в свидетельство излияния милости Божией человеку. Впервые помазан был самый первый священник Аарон.
Взрослым нравится погружаться в купель. Радость почти всегда украшает погружаемого человека. В нашей купели так уложена мозаика, что свет, проходя через окно, попадает в дышащую воду, отражается от мозаики внутри купели, и в толще воды вспыхивают десятки сверкающих звезд. И в этой сверкающей и лучащейся волне человек принимает благодать святого крещения. Какие люди красивые в этот момент!
— Как Христос в Иордан, так ты сейчас в купели. Вода по молитве священника стала как в Иордане. Это твой первый шаг за Христом.
А зачем лезут зимой в прорубь я так и не постиг.
Еще, всегда с интересом смотрю, как человек берет свой крестик и в первый раз целует его. Лицо сияет видимым образом. Видели бы они себя и запомнили бы. Эх!
— Ты из купели вышел другим. Ты теперь христианин. Ты член Церкви. С тебя смыты все грехи.
— Это не просто крест или тельник — это ключ от Царствия небесного. Люди боятся Креста. И правильно делают. Без даров Духа Святого, без благодати он, в самом деле, невыносим. А благодать от креста берется так: ты немного жертвуешь, а Господь в должниках не бывает и отвечает в тысячу раз больше. И так у тебя слагается благодать до тех пор, пока не увидишь, что сердце наполнилось ей до краев. И тогда люди становятся счастливыми. Крест — ключ к счастью. Люби людей и борись с жадностью, и Бог обязательно найдет тебя в любом месте.
— Если трудно понять, как Крест связан с любовью, то вспомни, как был молодой и дарил девушке цветы. Надеюсь, ты деньги не считал? Вспомни, как мать всем жертвует для больного ребенка. Ведь это от любви. Я слышал от друга, как солдат в Чечне закрыл грудью командира — молодого лейтенанта. Ведь без командира солдаты просто куча мишеней. Что у него было на сердце? Пир любви. Было страшно умирать, а сердце ликует и горит. На Голгофе были не только гвозди. Был огонь любви в сердце Христа. Его сердце горело пламенем любви. Сердце ликовало любовью. Эта любовь покрывала Его страдание, как у матери, склонившейся над ложем больного ребенка. Люди видят сродное. Художники хорошо знают, что такое боль, но часто, плохо, что такое любовь. Вот и пишут один ужас страданий.
Роспись в нашей крестильне устроена так, что жители горнего мира оказываются на одном уровне с крестными, родителями, гостями и бабушками. На самом деле, все гораздо грандиозней. Я говорю им:
— Посмотрите на свое сердце. Вы чувствуете как его касаются Херувимы и Серафимы и прочие Небесные силы, пришедшие сюда вместо со Христом? Они, служа Ему, заполнили весь воздух этой комнаты. Они везде. Они готовы брататься с нами. Оглянитесь. Вот, у вашего плеча изображен светлый Ангел, а рядом с вами — звери райские, а рядом с тобой, мальчик, голубок с масличной веткой.
— Брат, Сам Святой Дух войдет к тебе, как в добрый дом. Храни в себе этот дух. Ты сейчас чист как ангел. Печатью Дара Духа Святаго Церковь дает быть человеку храмом Божиим, в котором обитает и живет Дух Божий. «Храм Божий — свят, а этот храм — вы»,— говорит апостол Павел. Ты стал храмом. Ты сейчас свят!
— Будьте все свидетелями, сейчас произойдет чудо Таинства. Как только я коснусь стручцом тела крещаемого, в эти секунды Дух Святой сойдет на него, как на апостолов в Сионской Горнице. Однажды, преподобный Сергий Радонежский видел, как во время Литургии Дух Святой свился как плат и вошел в Чашу. И если бы мы, как он, имели бы отверстыми духовные очи, то смогли бы увидеть белое пламя, входящее в сердце этого человека. Но то что, мы не можем видеть, мы можем почувствовать своим сердцем. Посмотрите на него. Вы чувствуете?
— Печать Дара Духа Святаго
— Печать Дара Духа Святаго
— Печать Дара Духа Святаго
Наконец-то, гости полностью сосредоточились. Господи, помоги им запомнить то, что у них сейчас на сердце. Я вижу — они уже доверяют священнику.
— Через Миропомазание человек вводится в жизнь Церкви: он может усвоить слово Божие, начинает видеть присутствие Божие в мире. Запомни, что у тебя на сердце, и ищи это чувство потом в добрых делах и молитве. Это радость, лучше которой нет. Лучше радости дружбы, работы, нового дома, миллиона. Она ничем не дается и не из чего подобного не выводится. Это Любовь, с большой буквы, к Богу и Его миру. Ее за деньги не купишь. Телу друг супруг, а душе — Бог. Когда все на месте и душа покойна и радостна.
— И осталось еще таинство и чудо Причастие. Что это такое? Это когда по обещанию Бог входит в меня, а я в Него, как сказано в молитве: « пребуди, Спасе, и аз, якоже рекл еси, в Тебе». И уже нет в мире сокровищ больше тех, что дает тебе, брат, Церковь. Все сокровища мира в твоей душе! Ничего большего уже не получает ни царь, ни патриарх ни святой угодник. Ты сам уже можешь стать и царем и угодником.
Тревожно и радостно брать младенцев на руки. Поднимаешь их три раза в храме, а потом мальчиков несешь в алтарь:
— Смотри, брат, в первый раз на Престол Божий и Славу Господа! Тебе это все пока видно, да жалко забудешь все. Хотел бы я видеть то, что видишь ты. Может быть, когда умру, ты меня, вспомнишь в своих молитвах? Я говорю твоей душе. Она-то слышит!
Уйдут люди, а ты сидишь на скамеечке выжатый как лимон и совершенно счастлив.
-Видишь, Господи, может быть, я дурак, но не халтурщик.
Я хочу им сказать, что не надо просить чудес. Вы уже сами умеете их делать. Церковь не лотерея или тотализатор. Дал сто рублей на свечи, сто – в ящик, сто — на помин и ждет счастливый билет. Этому повезло — отменили операцию, а этой нет — сын пьяница. Церковь дает не рыбу, а удочку. Крещение не дает гарантии от невзгод. Оно учит их преодолевать крестом, жертвой любви. Добром можно решить самое сложное дело. Доброго все любят — и Бог и люди. Доброму жить легко. Не такая уж страшная эта жертва любви. Нужно пожертвовать мусором: жадностью, блудом, ненавистью. Зачем тебе это? Даже смешно думать, что жертва любви может быть тяжелой. Это ведь не свинец, а любовь! Это ведь любовь не к кусочку металла на груди, а могучему Богу, чья ладонь всегда у нас на плече.
Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.
И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.
Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни.
Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас.
И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь.
Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назарея встань и ходи.
И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.
Скача и хваля Бога, вошел в храм…
Все таинство крещения драматургически выстроено как иллюстрация мироздания от сотворения человека до воскресения Христова и обещания будущих благ в сонме святых. Вот мы и подошли к этому последнему звену.
Это и про нас. Мы это можем. Мы ведь при крещении получили дары ничуть не меньшие, чем Петр и Иоанн. И вообще, мы мало чем умалены от ангелов.