Рыжий кот на фресках, толстый и добрый. Настоятель придумал его для детей
Воплощает в жизнь нестандартный художественный замысел иконописец Илья Шемонаев с командой. «Правмир» поговорил с настоятелем храма и художником о рыжем коте на фресках.
Рыжий кот на фресках — специально для детей
Как рассказал Илья Шемонаев, кота придумал настоятель храма Рождества Христова в Чистоозерье иерей Александр Шумилов. Вот что священник рассказал «Правмиру»:
— Я вообще люблю животных. Мы в детстве с ребятами собирали и сдавали бутылки, а на вырученные деньги покупали молоко и кормили кошек на улице.
На стенах храма можно изображать животных, но не в виде святых с нимбами. Ну вот, например, Христос въезжает на ослике в Иерусалим. Изображаем? Изображаем. Христос, когда в яслях лежит, рисуют в хлеву и коровку, и ослика. Это не запрещено.
— Что за настроение у вас было, когда сказали: «Хочу видеть кота на фресках»?
— Все дети любят кошек. Там как раз фреска: «Иисус Христос благословляет детей». И цель моя была следующая: чтобы каждый ребенок чувствовал, что эта икона — для него. Что Господь — это не злой бабайка, как некоторые взрослые «рисуют» его в умах детей, а любящий Папа. Такой, что к нему даже кошки тянутся, не боятся.
— К храму часто кошки прибиваются?
— Да, был у нас кот, только не рыжий, но его забрали люди добрые. По церковной традиции коты (не кошки) имеют право вхождения в храм и в алтарь. Когда я жил в монастыре в Верхотурье, такой кот у нас жил там.
Местная знаменитость
— Кот «зашел» идеально, — улыбается художник Илья Шемонаев. — Сегодня он многим не дает покоя. Прихожане в храм приходят, сразу спрашивают: «Где кот»? Он стал местной знаменитостью.
— Может, у него и кличка есть?
— (смеется) Честно говоря, даже мысль такая не приходила. Оставим это на усмотрение отца Александра.
— Почему кот именно рыжий?
— Пожелание настоятеля. Он горазд на выдумки. Хочу, говорит, рыжего кота. Чтобы он был толстый, добрый. Наверное, у него есть какие-то приятные ассоциации.
— Приходилось писать в храмах что-то еще нестандартное?
— Бывает. Иногда конкретных людей изображали на фресках. Конечно, мы не вписываем в лик святого чей-то образ. Но если, к примеру, есть какая-то композиция, в которой задействовано много народу, то да, писали лицо конкретного человека. Это могли быть люди, которые посещали приход, жертвовали на его развитие. Такое не запрещено, нормальная практика, в принципе. Это не вознесение человека, а просто — сделать для него приятное.
Все композиции, как правило, индивидуальны. Разверстка стен храмов разная, приходится творчески подходить к процессу. В силу особенностей внутреннего строения стен форма живописного пятна бывает очень разной.
— Конкретно в храме Чистоозерья много таких особенностей?
— Мы хотели найти по стилю что-то свое. Если полистать интернет, похожего не найдете. В своем роде это эксперимент.
Лики в храме Рождества Христова более живописные, не похожи на их классическое исполнение. Это более современная живопись. Если говорить об одеждах на фресках, смотрели и брали за основу византийскую.
Роспись близится к завершению, храм уже работает. Довольно сложно творить в работающем храме, особенно в алтаре, где уже ни к чему нельзя прикасаться, придется выходить из положения — закрывать полотном, когда будем расписывать эту часть.
— Рождественские чудеса случались во время росписи храмов?
— Мы в это время и до Крещения не работаем. Почему-то люди думают, что расписывать храм – это что-то таинственное, чуть ли не мистическое. Нет, это такая же работа и огромный труд. Труд и над собой тоже. Сделать хуже, чем в другом храме, не хочется. Совесть, наверное. Каждый раз стараешься внести что-то особенное, не похожее на то, что делал раньше.
Самое большое чудо для меня в новогодние праздники и Рождество — быть дома со своими родными. Такое случается редко, мы все время в разъездах.