Суздаль – название, которое знакомо, наверное, каждому. Кому-то — со страниц учебника истории, кому-то — с рекламных объявлений турагенств, приглашающих в гости к «русской сказке», кому-то всего лишь по названию напитка, который производится в этом городе и уже давно с избытком продается в московских магазинах…
Мое знакомство с городом-историей, городом-сказкой Суздалем началось в конце 80-х, когда я побывала там в первый раз.
Побывала и буквально «заболела» этим городом. Его запахи, его улочки, его неспешность и как будто «вневременность» и «внепространственность» – притягивают и манят, особенно издалека, среди забот и беготни жизни в большом городе.
И почти с каждой поездкой в Суздаль у меня связана своя маленькая история, свои памятные встречи, места или события.
Как-то, в хмурые 90-е, мы с мужем пришли на вечернюю службу в Покровский монастырь. Было немноголюдно, одинокие старушки и несколько монастырских сестер стояли вдоль стен. Храм не отапливался, мы очень замерзли и, честно говоря, ждали конца утрени, переминаясь с ноги на ногу. Со стороны, наверное, это вызывало сочувствие, поэтому в конце службы матушка-настоятельница подошла и пригласила нас поужинать.
Уставшие и благодарные, мы спустились в монастырскую трапезную.
Не помню в точности, что было на ужин. Зато запомнились необыкновенно вкусный черный хлеб и теплое парное молоко. Мне, горожанке, с детства не привыкшей пить ничего, кроме «стерилизованного-пастеризованного 3% жирности», это молоко показалось необыкновенным. Такого я не встречала больше нигде и никогда.
И память, согретая гостеприимством монастырской трапезы, сохранила вкус этого молока и запах черного хлеба, как неповторимые и присущие только моему городу-сказке.
Я тогда не знала, что с черным хлебом в Суздале мне придется встретиться еще раз — и снова при необычных обстоятельствах. Но об этом позже…
С Покровским монастырем связана и еще одна история. Как-то, снова приехав в Суздаль, я гуляла по монастырю с маленькими детьми. Старшей дочери было лет пять, второй — три с небольшим. Дети бегали за монастырскими кошками, кошки, явно не отвечавшие им взаимностью, прятались кто куда. Со стороны за всем этим наблюдали, улыбаясь, две насельницы, стоявшие у крыльца монастырского корпуса.
Тут одна из кошек, измученная от детского внимания, изловчилась и юркнула в приоткрытую дверь монастырского домика. Дети задумались, а затем, после минутного совещания, встали напротив входа, и, взявшись за руки, запели детсадовскую песенку: «Серенькая кошечка, села на окошечко, хвостиком замахала, деток поджидала: «Где мои ребятки, серенькие котятки, спать пора ребяткам, сереньким котяткам».
Это не могло не растрогать невольных зрителей – так забавно выглядели поющие маленькие девчушки с косичками, в одинаковых платочках. Насельницы не выдержали и вынесли дочерям сбежавшую кошку. И дети, подхватив ее на руки, радостно побежали гладить своего «военнопленного».
Старшие дочери уже выросли, но каждый раз, собираясь в Суздаль, снова и снова просят рассказать им эту забавную историю.
Много еще теплых воспоминаний связано с Суздалем. Вот и в этот раз, собираясь с детьми туда на праздники, я исподволь ожидала еще одного доброго «подарка» от любимого города.
В первые майские дни город был наполнен туристами – хорошая погода, красота мест, привычные развлечения – поводов побывать на Владимиро-Суздальской земле всегда предостаточно. Но прошло два дня, и на перерыв между праздниками отдыхающие разъехались, а мы с детьми остались, наслаждаясь тишиной и покоем города, гуляя по улочкам и переулкам.
Суздаль сильно изменился за последние годы. На куполах большинства храмов сияют кресты, хорошеют улицы и фасады зданий, но и открываются один за другим рестораны, гостиницы вытесняют жилые дома, откуда-то стали появляться местные бомжи… Все это с одной стороны радует, с другой — огорчает и заставляет убегать подальше с центральных улиц в переулки, где еще сохранился дух старого города.
Петляя по таким переулкам, мы вышли к одному из храмов – он привлекал к себе необычным видом – старинный, еще не восстановленный до конца, но уже с причудливо расписанным входом. Свято-Никольская церковь.
Мы зашли в храм – и попали в…иконописную мастерскую.
То есть сам храм был чуть глубже, а сначала, в первом помещении работали над иконами двое. Матушка подняла голову и поздоровалась. Священник (я сначала и не поняла, что это он, зато младшая дочь, признала сразу, пролепетав: «батюшка!»), тоже поздоровавшись, пояснил, что храм только восстанавливается, и они рады познакомить нас с иконами, которые здесь же и пишут.
В соседней комнатке были и образцы икон, прекрасные, с чуть суровыми ликами, какие-то необыкновенно торжественные и спокойные. Зашла матушка и включила свет, чтобы нам было лучше видно. Ее лицо показалось мне немного знакомым…
Пока мы смущенно оглядывались по сторонам, между батюшкой и матушкой произошел какой-то разговор, а затем священник обратился к нам: «Девчонки, не хотите поработать?». Мои «девчонки» с любопытством обернулись.
«Нам хлеб нужен. Только простой, без семечек, добавок и приправ. Просто черный и свежий. Вы не сбегаете в магазин, тут рядом?».
Двое средних дочерей с тщательностью Афанасия Никитина выспросили маршрут в два поворота до ближайшей лавочки и отправились за «простым и без добавок». Младшей дочери, чтобы она не заскучала, матушка принесла ящик с игрушками — целое богатство для двухлетнего ребенка.
А я пока любовалась иконами, читала в разложенных рядом книгах рассказы о мастерской и все пыталась вспомнить, откуда мне так знакомо лицо матушки. Наконец в памяти щелкнуло: «Статья на православном интернет-сайте, совсем недавно! Про матушку и священника-иконописца. Я тогда еще зачиталась, так мне понравился рассказ о том как «дети их воспитывали»!
В той статье было и о так любимом мною о. Иоанне Крестьянкине, и об иконописи, и о воспитании детей — их у батюшки с матушкой, как и у меня, было четверо. Только вот откуда они, где живут – я как-то тогда и не обратила внимания
И вот такая встреча! Не удержалась, уточнила: «Матушка, а это не про вас я читала?» И, получив утвердительный ответ, обрадовалась, будто встретила старых знакомых.
Несколько минут, пока мы ждали «посланниц за хлебом», прошли очень быстро. Нужный для золочения (а именно поэтому было так важно, чтобы «свежий и без добавок») хлеб был принесен, а нас помазали маслом от мощей преподобного Макария Великого да подарили на память брошюрку об иконописи с подписью: «Наталье, Вере, Анне, Ксении и Марии с благодарностью за хлеб. 2 мая 2012 года. о. Андрей Давыдов».
На обратном пути я все улыбалась, представляя, как же будут ломать головы наши потомки, если им попадется однажды эта брошюрка с такими замечательными словами.
Фото автора
Читайте также:
«Срыдате Ми и сплачитеся горце»
Страшная трагедия Великого Понедельника
Встречи на пути к Небесному Иерусалиму. Воспоминания в день Радоницы
Ночная Литургия у Блаженной Матронушки
О бедном государстве замолвите слово, или Кто крайний в очередь за госзаказом