Некоторые люди – из тех, кто борется с Церковью, – о себе говорят: «С Богом у меня все хорошо. Проблема в Церкви, не в Нем!» Значит, – спрошу я тебя, друг мой журналист, или любого твоего единомышленника, – ты утверждаешь, что с Богом у тебя все хорошо? Никаких проблем, просто церковные скандалы не дают покоя? А ты вообще ходишь в церковь? Ты, признающий, что Христос выше всего того, что в ней происходит? Когда в последний раз ты был в церкви? Вот что хотелось бы знать. Когда?
Один знакомый прислал мне ссылку на сайт с результатами соцопроса, проводившегося среди представителей разных политических партий. Их спросили, когда в последний раз они были в церкви. Так вот, большинство политиков ответили, что не помнят – не считая ежегодного праздничного молебна в парламенте 28 октября («День Охи» – государственный праздник Греции – прим. перевод.), посещение которого обязательно для всех. Кто-то ответил, что посещал церковь еще в юности, кто-то – пятнадцать лет тому назад, кто-то написал, что ни разу в жизни не причащался – в общем, ответы были невероятными.
И эти люди нами управляют, принимают важные решения, обсуждают государственные дела… Люди, не знающие даже, как пахнет ладан, непросвещенные, беспомощные, живущие без Бога, атеисты. Как можно думать, что ты в хороших отношениях с Богом, если твоя жизнь проходит без Него? Однако именно это ты утверждаешь и будешь утверждать, пока есть здоровье и силы. Да, этот журналист, о котором я упомянул в связи с той школьной историей, – молодой, красивый, сильный человек, пышущий здоровьем. И он говорил, потому что знал: сейчас всё – в его власти.
Мне бы хотелось встретиться с ним – но вовсе не для того, чтобы как-то отомстить ему за эти слова, а просто сесть и поговорить вдвоем, не строя из себя умников. Интересно, видел ты когда-нибудь, дорогой мой журналист, умирающего человека? Вот что хотелось бы у тебя спросить. Видел ты когда-нибудь, как люди умирают? Вот когда увидишь, тогда будешь говорить. Как и все те, кто сегодня ведет враждебные, высокомерные речи, обвиняя и осмеивая.
В чинопоследовании отпевания есть такие слова: «Как плачет [в этот миг] душа и, к ангелам очи возводя, бездейственно молится; к людям руки простирая, не имеет помощника». То есть в момент кончины душа человека ищет помощи и не находит. И становится понятно: все, что ты осмеивал при жизни, – истинно; и Господь, Которого ты презирал, достоин не презрения, а обожания и любви; что Он дает силы и прощает грехи; что Пресвятая Богородица, Которую ты также осмеивал, оскорблял и хулил, могла бы спасти тебя и отвести в рай без тех мучений, терзаний и демонов, которые ожидают тебя теперь. Вот над Кем ты глумишься – пока жив, здоров и выступаешь по телевидению. А когда умрешь – будешь очень нуждаться в Их помощи.
Момент истины в нашей жизни наступает не тогда, когда мы приводим ложные доводы в телепередаче; момент истины – это момент страдания, когда человек становится самим собой; а вершина страдания – это смерть. Поэтому в момент смерти мы все – настоящие.
Вот почему, уважаемый журналист, уважаемый наглец, в своем бессилии мнящий себя всесильным, – вот почему я хотел бы оказаться рядом с тобой в твой смертный час, чтобы прочесть тебе разрешительную молитву, если захочешь, – а ты захочешь, потому что нет человека, который не захотел бы принести покаяние перед смертью, ведь теперь ему открывается Истина.
Вы спросите: «Почему же Христос молчит?» Потому что Он – смиренный. Удивительно! Все это время, пока мы ведем беседы, дискуссии, Христос ничего не говорит, а молчит. Я не утверждаю, что в данный момент происходит именно то, о чем я сейчас скажу – но представьте себя на месте Христа. Тебя хулят, обвиняют, осуждают, снимают со стены Твою икону – хотя на этой иконе Ты не делаешь ничего плохого, наоборот – благословляешь детей, помогая им хорошо учиться, правильно читать, грамотно писать, сохранять мир душевный… И в то время как мы, умники, критикуем и дискутируем, Он молчит, говоря про Себя: «Я все еще распят, и Я терплю. Терплю и жду, когда вы позовете Меня».
Надеюсь, Господь просветит и нас, и школьных учителей, большинство из которых – заблудшие атеисты, и научит нас говорить с детьми о Боге. Тут, правда, мне могут возразить: «Господин священник, сейчас другие законы. Я буддист и не буду говорить с детьми о Христе».
Однажды после урока в воскресной школе при храме святой Параскевы в Афинах дети подошли к преподавателю и рассказали о том, как учительница в общеобразовательной школе, индуистка, гипнотизирует их во время занятий.
– Ребята, – сказал в ответ учитель, – в следующий раз, когда учительница начнет говорить вам что-то странное, не слушайте, а повторяйте про себя: «Господи Иисусе Христе, Сыне Боже наш, помилуй нас! Приди к нам! Защити нас!»
Дети так и сделали. А учительница сразу же спросила:
– Ребята, ребята, что происходит? Кто-то из вас мне мешает!
Ученики обрадовались: молитва возымела эффект, – и продолжили молиться. Учительница побледнела, потом покраснела, а затем начала сердиться. Вскоре обо всем этом узнали родители ребят, написали жалобу, и ее уволили из школы. Но так было раньше.
Сейчас такого учителя никто не уволит, на его стороне – закон, который говорит о религиозной свободе и терпимости. Поэтому, говорят, в скором будущем в наших греческих школах вместо Закона Божия будет преподаваться религиоведение. Но дело не в том, какой предмет будет преподаваться; и даже не в том, что права верующих, права Церкви и священников ущемляются. Господа, нас всех заберет смерть! Вот о чем нужно думать – как победить смерть? Какие дискуссии? Разве для этого нужно говорить о Христе? Для того, чтобы навязать Его кому-то? «Ну вот, наконец и тебя сделали христианином!»
Однако Христос нужен всем. Когда же мы покаемся?
Когда поймем, что говорим и делаем сплошные глупости? И те, кто воюет с Церковью, и мы, обладающие Христом… Когда мы, христиане, начнем не навязывать Христа, а являть Его своим поведением, которое, к сожалению, пока что совсем иное?..
Пусть люди видят, что мы – священники, богословы, церковные миряне, – не идеальны, но стремимся к Идеалу. Христос нужен всем нам, и потому будем являть Его людям не с важностью или насилием, а как простые грешники.
Как победить тлен? Как преодолеть искушения, одиночество, болезни, страдания и боль? Как? Кто поможет нам в этом? «Платон!» – скажешь мне ты, брат-журналист. Но Платон, дорогой мой, любил Христа, хоть и не знал Его. Когда древние люди узнали Христа, они полюбили Его и изменились, перешли из язычества в христианство. А мы? Мы, христиане, готовы изменить своей вере и стать атеистами, обратиться к языческим философам… Да, дорогие мои, все мы нуждаемся в великом просветлении.
Дай Бог нам покаяние, смирение и просветление. И простите меня – ведь я не имею права никого судить, кроме самого себя, за то, что делаю или, наоборот, не делаю. Помилуй нас, Господи, просвети и прости. Не дай никому из нас погибнуть ни сейчас, ни в будущем веке. Дай нам быть с Тобой и прости все те глупости, что мы творим. Прости, как прощаются детям их шалости. Чего еще ждать от нас, Господи? Мы только и делаем, что ошибаемся. Господи Иисусе Христе, помилуй всех нас!
Перевод Елизаветы Терентьевой для портала «Правмир»