Средства массовой информации — и блоггеры в интернете — пропускают огромный массив новостей через фильтры, созданные их предпочтениями и предубеждениями; когда речь заходит о Церкви, существование таких фильтров становится особенно очевидным.
В Русской Православной Церкви есть сотни Епископов, десятки тысяч священников и диаконов, миллионы мирян — они совершают богослужения, возводят храмы, помогают преступникам вернуться к честной жизни а пьяницам — избавиться от их пороков, утешают тех, кто подавлен горем и помогают тем, кто попал в беду. Но в такой большой группе людей всегда можно найти и не столь утешительные примеры — кто-то грешит, и грешит скандально, например, попадает в автокатастрофу, а потом — в ленты новостей.
Надо сказать, что в СМИ иногда попадают и рассказы о добрых делах; например, портал Life News рассказывает о православном священнике Борисе Кицко, который создал приют при Свято-Лазаревском монастыре в городе Верещагино для оставленных родителями детей. За прошедшие 17 лет о.Борис воспитал 160 детей. Много ли блоггеров разместили ссылку на этот рассказ? Около восьмидесяти. Сколько можно найти упоминаний несчастного игумена, безобразным образом попавшего в ДТП на дорогой машине? Много больше тысячи. Почему людям интересен человек, впавший в грех, и неинтересен подвижник милосердия, принесший огромную пользу обществу?
Можно строить разные предположения, но давайте, для начала, отметим этот факт — из всего, что можно сказать о людях Церкви, в блогосфере наиболее активно разносится плохое. Общая картина оказывается серьезно искаженной, и когда активный участник социальных сетей говорит “РПЦ” он имеет в виду не реально существующую Церковь, а ту выжимку из происшествий и скандалов, которую до него донесли его со-блоггеры.
Хуже того, часто речь идет не только о тенденциозности (осознанной или нет), а о прямой неправде. Вот, например, сайт newsru помещает новость под заголовком: “Православные с матюками и шутками разрушили и разграбили евангельскую церковь Святой Троицы в Москве”. Новость уже успела разнестись по интернету — вот они, злобные православные, с матюгами уничтожающие и разворовывающие чужую собственность! О, куда нам, бедным блоггерам, бежать от этих лютых зверей! Куда укрыться! Беда в том, что большинство блоггеров не читают дальше заголовка — потому что в тексте новости говорится, что “В Москве в ночь на 6 сентября неизвестные разграбили и разрушили евангельскую церковь Святой Троицы на улице Старостина в Новокосино”. Из сообщения — и приложенного к нему видеоролика с рассказом пастора, лидера пострадавшей общины, явствует, что у пятидесятников был конфликт с местными властями, которые отказали им в аренде, а суд решил снести принадлежащее им здание, как незаконное. Кто там по букве законной прав, а кто виноват — пятидесятники или местные власти — неясно, ясно только, что полиция, судебные приставы и еще какие-то неустановленные люди здание снесли, и пастор жалуется на их грубое поведение и на то, что они расхитили принадлежащее общине имущество. Будем надеяться, конечно, что жалобу рассмотрят законным порядком, только причем тут православные? Слово “православные” появляется только в заголовке, и нигде в самом сообщении; в пространном (больше десяти минут) рассказе пострадавшего пастора тоже нет речи ни о каких православных. “Православные с матюками и шутками разрушили и разграбили” — целиком и полностью выдумка журналиста. Зачем? Из принципиальной ненависти к Церкви Христовой? Возможно и более простое объяснение — печальная страсть журналистов к цепляющим заголовкам, на которую накладывается отсутствие ясных представлений о профессиональной и личной этике; как и отсутствие заботы о репутации, как личной, так и ресурса в целом.
Но, идет ли речь о принципиальной враждебности к Православию или просто о любви к скандалам и крикливым заголовкам, образ Церкви в СМИ и интернете проходит через мощный искажающий фильтр. Что мы можем сделать с этим? Ну, для начала, признать его наличие. Потому что иногда православные люди начинают всячески извиняться за Церковь, как будто Церковь — это нечто, состоящее из скандальных сообщений в СМИ. Перед тем, как говорить “ах простите нас, люди добрые, за православных, которые с матюками и шутками разрушили и разграбили, уж мы-то не такие, мы-то приличные” неплохо бы уточнять, кто там чего разрушил и разграбил на самом деле. Нам также не стоит скрывать те добрые дела, которые творят наши братья и сестры — это о своих лично добрых делах следует смиренно помалкивать, а вот о том, что делают другие члены Церкви, говорить вполне уместно. И не стоит скрывать от наших оппонентов еще одну истину: принимать фильтр — это всегда личный выбор. Если Вы радостно тиражируете новость о согрешившем игумене, но не хотите видеть подвига о.Бориса (и подобных ему) — это Ваше решение. Это не мир вокруг Вас таков, и не Церковь такова — это Вы предпочитаете так видеть.
В Евангелии упоминаются люди, которые требуют знамений, чтобы не верить — те знамения, которые сопровождали земное служение Господа, их не устраивали, они хотели еще каких-то. Можно не сомневаться, что если бы эти знамения были им явлены, они сочли бы и их недостаточными. В этом, увы, нет ничего необычного. В идеале люди могли бы принимать решения на основании того, что они знают, честно рассмотрев все имеющиеся данные. Но в реальности люди склонны фильтровать данные на основании решений, которые они уже приняли — жадно ухватываться за то, что может удачно вписаться в их картину мира и в упор не видеть того, что ей противоречит. Не все достигают такого упорства в отвержении истины, как те, кому Господь отказался явить знамение — но увы, многие движутся в том же направлении.